Главный христианский праздник
Из всех больших праздников нашего церковного года наиболее древний, торжественный и радостный – это светлый праздник Христова Воскресения. Он, как сказано в ирмосе 8 песни пасхального канона утрени: «Царь и Господь, праздников праздник и торжество торжеств».
Святые Отцы Церкви особенно подчеркивают значение и величие этого торжества. «Пасха у нас, – говорит святой Григорий Богослов в своем пасхальном слове, – это праздников праздник и торжество торжеств, которое настолько превосходит все другие торжества, не только человеческие, но и Христовы, в Его честь происходящие, как солнце превосходит звезды». А святой Иоанн Златоустый в проповеди на Пасху так возвеличивает Христово Воскресение: «Где твое, смерть, жало? Где твоя, ад, победа? Воскрес Христос, и ты провалился. Воскрес Христос, и упали демоны. Воскрес Христос, и радуются ангелы. Воскрес Христос, и жизнь господствует. Воскрес Христос, и нет ни одного мертвеца в гробу, потому что Христос воскрес из мертвых и стал первенцем умерших».
Видео о литургических обрядах Пасхи и традиции освящения пасхальных яиц
История торжества
Слово «пасха» происходит от еврейского «песах», что значит «переход». Здесь речь идет о переходе Господнего ангела, который в одну из ночей убил всех египетских первенцев, когда фараон не хотел отпустить израильский народ, но прошел мимо (по-еврейски «песах») домов израильтян, косяки домов которых были помазаны кровью однолетнего ягненка. Слово «Пасха» у евреев означало также ягненок, которого закалывали на Пасху, а потом и сам день праздника в память об освобождении из Египта получил название Пасхи.
Для апостолов и первых христиан Пасха-Переход стала символом другого перехода – двойного перехода Иисуса Христа от жизни к смерти и от смерти к жизни. Первый переход дал основу для крестной, а второй для воскресной и радостной Пасхи. Апостолы и первые христиане праздновали вместе с евреями свою христианскую Пасху, но не радостную, а печальную и с постом, потому что она была для них годовщиной Христовых страстей и смерти.
Пасхальный агнец евреев стал для христиан прообразом Божьего Сына, который, как невинный ягненок, принес себя в жертву за грехи всего мира. Отсюда в богослужении его называют пасхальным агнцем или кратко Пасхой. «Ибо Пасха наша, – говорит святой апостол Павел, – Христос, принесенный в жертву» (1 Кор. 5, 7).
Во II в. вместе с крестной Пасхой начинает также входить в практику и радостная Пасха в честь Христова Воскресения, которую празднуют в воскресенье после еврейской Пасхи. В связи с этим двойным празднованием крестной и воскресной Пасхи между христианами начался длительный и упорный спор о самом дне празднования Пасхи. Возник спор, поскольку все больше начал меняться взгляд на сам праздник. Первоначально Пасху считали днем печали и поста в честь Христовой смерти, а теперь хотели соединить с ней радостную годовщину Его светлого Воскресения, что несовместимо ни с печалью, ни с постом. Христиане стали отмечать Пасху Воскресения Господня в воскресенье, но некоторые христианские общины, прежде всего в Малой Азии, настойчиво праздновали Пасху вместе с евреями 14 нисана, первого весеннего месяца. От 14 нисана те общины были названы «квартодециманы», что значит «четырнадцатники».
Собор в Никее (325) прекратил эти длительные и мучительные споры. Он решил, что все христиане должны отмечать праздник Пасхи в один день: что нельзя следовать еврейскому обычаю, а надо праздновать Пасху в воскресенье, после первого полнолуния месяца, после весеннего равноденствия, то есть после 21 марта. Поэтому Воскресение Христово может отмечаться между 22 марта и 25 апреля.
В IV-V вв. празднование Пасхи продлевается с одного дня на целую неделю, которая называется «светлой седмицей» в противоположность недели перед Пасхой, которая называется «Великой» или «Страстной».
В сборнике церковных законов под названием Апостольские постановления, которые были написаны в Сирии около 380 года, но должны походить с апостольских времен, о светлой седмице говорится так: «Всю великую и следующую после нее неделю пусть слуги не работают, потому что та неделя страстей, а эта – неделя Воскресения, и надо слушать науки» (VIII, 33).
Император Феодосий Великий († 395) отменил ведение судебных разбирательств, а император Феодосий Младший († 450) запретил театральные и цирковые представления на время всей светлой седмицы. В Иерусалиме наиболее торжественными были первые три дня Пасхи, что Восточная Церковь практикует и сегодня.
Шестой Вселенский Собор (691) в деле празднования светлой недели решил: «От святого дня Воскресения Христа нашего Бога до следующего воскресенья верные должны целую неделю непрестанно находиться в святых церквах, в псалмах и пении, и песнях духовных, радоваться и торжествовать во Христе, внимательно слушать чтение Священного Писания и участвовать в святых Тайнах, потому что таким способом вместе с Христом воскреснем и вместе прославимся. Поэтому в этих днях нельзя устраивать ни скачек, ни иных публичных зрелищ» (Правило 66).
Чин праздничной литургии
Последний день Пасхального Триденствия (Тридиума) исполнен пасхальной радости, в основании которой лежит чудо воскресения. Утренней пасхальной Мессе предшествует торжественная процессия с Пресвятыми Дарами, вынесенными из Гроба Господнего, чтобы подчеркнуть тайну, что тот же самый воскресший Христос присутствует в евхаристических видах. Триумфальный звон колоколов призван напоминать землетрясение, сопутствовавшее воскресению. Священник, одетый в золотой плувиал, возносит установленный у Гроба Господнего крест, украшенный красной стулой – знаком Иисуса Священника, Который принёс Себя в жертву. Этот крест на пасхальный период помещается на видном месте у алтаря. Затем священник троекратный пением провозглашает: «Христос воскрес!». Народ каждый раз отвечает: «Воистину воскрес». Идущие в процессии министранты несут крест, фигуру Воскресшего Господа, а также зажжённый пасхал, а священник держит перед собой монстранцию с Гостией. Традиционная процессия трижды проходит вокруг храма (возле которого обычно находилось кладбище – также и умершим провозглашалась весть о воскресении). Процессия заканчивается пением благодарственного гимна «Тебя, Бога, хвалим». Пасхальную Святую Мессу священники служат в белых облачениях. Литургические тексты исполнены радости по причине победы Спасителя над смертью. Библейские тексты представляют свидетельство св. Петра о воскресении Христа (Деян 10,34.37-43), призыв к верности «горнему» (Кол 3,1-4), а также рассказ о прибытии женщин и Апостолов к пустому гробу (Ин 20,1-9). Символом победоносного Иисуса является фигура Воскресшего Господа со знаменем в руке, выставляемая вплоть до торжества Вознесения. О пасхальной радости напоминают приветствия: «Христос воскрес! – Воистину воскрес!» Все знают изображения агнца с флагом, а прежде всего украшенные яйца и цыплят – знаки победы жизни над смертью. Это послание связано также с традицией делиться освящённым яйцом во время праздничного завтрака. Пасхальное Триденствие подходит к концу после совершения Вечерни Пасхального воскресенья, то есть Воскресенья Господнего.
Значение праздника Пасхи
Торжество Воскресения Христова является самым важным праздником в Церкви. Могло бы показаться, что Рождество Христово – пришествие на землю Божьего Сына – имеет более высокий ранг. Однако это не так, поскольку Христос лишь Своим воскресением подтвердил, что был подлинным Мессией и Сыном Бога. Даже когда Спаситель совершал чудеса, можно было сослаться на деятельность Моисея и пророков. Однако чудо воскресения убеждает всех, кто обладает доброй волей и хочет познать истину. Поэтому Пасха является солнцем церковного года, центром всех тайн, связанных с жизнью и миссией Иисуса Христа на земле.
В Катехизисе Католической Церкви мы читаем: «Воскресение прежде всего есть подтверждение всего, что делал и чему учил Сам Христос. Все истины, даже самые недоступные человеческому уму, находят себе оправдание, если, воскреснув, Христос дал обещанное окончательное доказательство Своей божественной власти» (651). «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15,14).
Тайна Воскресения Помазанника является подлинным событием, подтверждённым историческими знаками, как об этом свидетельствует Новый Завет. Около 56 г. св. Павел написал коринфянам: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом Двенадцати» (1Кор 15,3-5). Всё это событие, тем не менее, остаётся тайной веры.
Воскресение означает переход от смерти к жизни. Смерть заключается в отсоединении души от тела, а воскресение – в повторном соединении души с телом. Только Бог, Который является Властелином жизни и смерти, может совершить это чудо, поскольку как Творец является всемогущим Господом творений и законов, которые ими управляют. Иисус посредством воскресения даровал основание для веры, что и наши тела также когда-то будут оживлены, как Он обещал. После смерти Христа евреи велели Пилату охранять гроб вплоть до третьего дня, чтобы случайно не пришли Его ученики, не выкрали Его и не сказали народу, что Он воскрес из мёртвых. Старательность, с которой Синедрион это сделал, указывала на исключение всякой надежды. Однако именно этим стражникам предстояло стать главными свидетелями события. Пустой гроб и лежащие полотна означают, что тело Господа, благодаря Божьей силе, избежало тления. Потом, через сорок дней, Спаситель появлялся среди Своих учеников и последователей, ел с ними и разговаривал, давая последние указания.
Информацию подготовил: отец Змицер Чарнель, CSsR, по материалам книги о. Ю. Катрій «Пізнай свій обряд»; www.m.niedziela.pl.
Видео конференция «Пасха – день моей независимости»
Рекомендуем читать