Появление чудотворной иконы Матери Божьей в трокельском костеле
Икона Матери Божьей – копия иконы Матери Божьей Снежной из Рима (Salus populi Romani) – была привезена в Трокельский приход на рубеже XVI-XVII вв. (1595 г.) из Вильнюса. Она написана на полотне, её размер составляет 180х100. Автор копии римской иконы неизвестен. Возможно, её привезли и подарили костёлу отцы-иезуиты, которые в то время владели соседним посёлком Дворище. Как свидетельствуют исторические источники, они активно распространяли культ иконы Матери Божьей из римской базилики Матери Божьей Большей, передавая её копии в разные населённые пункты Литовского Княжества. С самого начала икона Матери Божьей с Младенцем была помещена в главном алтаре костёла и очень почиталась трокельскими верующими. В 1769 г. в одном из документов от 1644 г., который был собственностью пана Михала Сулковского из поместья Жыжма, был найден текст древней песни в честь этой иконы.
Особенным знаком славящейся милостями иконы было событие 1656 г. Во время польско-московской войны костёл был сожжён армией неприятеля. Однако икона Божьей Матери не сгорела и была найдена неповреждённой на пепелище. В приходской хронике записано, что икону нашёл слепой человек, который после этого стал видеть.
Костёл отстроили на новом месте и с почтением вновь поместили икону в главном алтаре. Почитание Матери Божьей в этой иконе повсеместно возрастало. Это подтверждается также свидетельствами о многочисленных милостях, которые получали верующие перед Её иконой. Верный народ впервые назвал её Матерью Божьей Трокельской – Трокельской Госпожой. В 1738 г. пожар снова уничтожил храм, однако чудесным образом икона и в этот раз не была повреждена огнём. Эти события отразились в песне, которую составили верующие и регулярно пели перед иконой Божьей Матери в отстроенном отцами-иезуитами трокельском костёле.
Во второй половине XVIII века, после восстановления пострадавшего в пожаре храма, отцы-иезуиты заказали у художника, имени которого мы не знаем, написать на иконе фигуру св. Казимира Ягеллончика (канонизирован в 1602 г.), покровителя Литвы. На иконе погруженный в молитву Святой стоит на коленях на генуфлектории, сложив руки и вглядываясь в Марию и Божественного Младенца. Наверняка по причине великого почитания, которым святой королевич окружал Божию Матерь и по причине повсеместного распространения культа св. Казимира среди верующих Великого Княжества Литовского, его фигура была написана непосредственно на иконе Матери Божьей, в её левом нижнем углу. С того времени св. Казимир стал для трокельской иконы как бы символом заботы о большем развитии богослужения в честь Божьей Матери в этой местности. О миссии и задании св. Казимира явственно свидетельствуют слова его любимой песни, начало которой можно прочитать в открытой книге, которая лежит перед ним на генуфлектории – «Отпе dіе Dіс Маrіае, теа lаudеs апіта…» — «Каждый день, душа моя, Марию прославляй».
Во всех доступных сегодня инвентарях трокельского костёла, начиная с 1720 г., есть запись о том, что в костёле находится чудотворная икона Божьей Матери. В одном из инвентарей мы читаем: «Есть три алтаря: первый большой с иконой св. Исидора, масляной на холсте, которым заслоняется икона Матери Божьей, славящаяся чудесами – в медном посеребрённой окладе, на холсте написанная, в деревянной раме, некогда покрашенной и посеребренной, с двумя дверцами на завесах и с изображением Святых Божиих».
В другом месте в визитационных инвентарях, составленных на русском языке, мы читаем: «Икона чудотворная Матери Божьей Трокельской». Этот инвентарь, наверняка, был составлен после раздела Речи Посполитой, однако надпись на русском оригинале сделана по-польски. В инвентаре от ХХ века мы читаем: «Икона Божией Матери за большим алтарём, славящаяся милостями, украшена окладом медным посеребренным, камней на этом окладе разных цветов 80 штук, золотых серёжек 2 шт., 2 золотые короны Божией Матери, вотивных даров в виде различных фигур – 23, вотивных даров разной формы – 12, вотивных даров разной формы и вида – 3». Каждый год 2 июля, на праздник Посещения Девой Марии Елисаветы (раньше, до литургической реформы, праздник приходился на этот день) в Трокелях проходило известное в Лидском и соседних поветах празднество, так называемая «ярмарка Тракелянка», на которое из близких и далёких приходов прибывало несколько тысяч верующих. На протяжение всей истории храма в Трокелях икона находилась в главном алтаре, и к ней прибывали многочисленные верующие со всего деканата. К сожалению, записей про чудеса и милости нет: записи либо не делались, либо их летопись погибла. До наших дней дошло предание об исцелении двенадцатилетней девочки, у которой были парализованы ноги. Её привёз отец на телеге, чтобы он могла поучаствовать в праздничной Святой Мессе. По дороге девочка горячо молилась к Божией Матери, прося у Неё чуда. Когда телега подъехала к главному входу в костёл, девочка встала и самостоятельно пошла к чудотворной иконе, чтобы поблагодарить Божью Матерь за дар исцеления.
Знаком чудесного спасения можно считать и события ХХ века. Тогда местный колхоз намеревался разобрать костёл. Прихожане встали на защиту храма и иконы. Встретив мощный и решительный отпор людей, власти не тронули храм. Костёл только закрыли, и то лишь по той причине, что не было священника. Прихожане на протяжение почти тридцати лет днём и ночью стерегли храм и чудотворную икону Божией Матери. В этот период, несмотря на то, что костёл был закрыт и не было священника, каждый год 2 июля перед костёлом регулярно собиралось несколько сотен паломников, которые вместе молились к Божьей Матери и пели песни в её честь.
Несмотря на отсутствие священников в советский период, верующие своим решительным отношением спасли храм от уничтожения. Он мог разделить судьбу многих храмов, которые в то время стали жертвой варварской политики советской атеистической власти. Защиту костёла верующие в Трокелях расценили как свою святую обязанность. Они спешили на помощь Марии в её славящейся милостями иконе, защищая её дом. А Божия Матерь тем временем укрепила их веру в победу Её Сына над атеистическим насилием. Трокели стали в те трудные времена символом борьбы за верность вере и Христовой Церкви, которая проходила под покровом Марии.
История санктуария в Трокелях
Почитание Божией Матери в трокельской иконе с новой силой возродилось после распада Советского Союза и падения коммунистического режима. С середины 90-х готов ХХ века в трокельском костёле началось необычайное оживление. Многочисленные верующие прибывали к иконе Божией Матери, чтобы через Её посредничество просить у Бога необходимые милости. Накануне приходского торжества перед полевым алтарём возле костёла проходит молитвенное бдение, во время которого верующие слушают конференцию на тему аскетизма, пребывают в поклонении Пресвятым Дарам, принимают активное участие в богослужения и молитвах. Храм за относительно короткий срок своего функционирования стал местом подлинной богородичной жизни в Гродненской епархии. В этом месте почитание Марии соединено с почитанием Христа. Многочисленные верующие во время престольного торжества приступают к таинству Покаяния и Святому Причастию. Несколько десятков священников часами без перерыва на протяжении всего бдения и торжества служат верующим в таинстве Покаяния.
Епископ Александр Кашкевич, первый епископ Гродненской епархии, руководствуясь заботой о распространении в епархии почитания Богородицы, в 1995 г. даровал костёлу в Трокелях статус Марийного санктуария Гродненской епархии.
Наряду с распространением почитания Богородицы, епископ видел необходимость в созидании и оживлении паломнического движения. Выбор Трокелей как места паломничества верующих епархии начал приносить благословенные плоды. Удобное географическое расположение санктуария, который находится в центре епархии, притягивает сюда с каждым годом всё больше пилигримок из Гродно, Волковыска, Ивья, Ошмян, Сморгони, Новогрудка. Направляясь в Трокели, пешие группы паломников из Гродненской и других епархии в течение 5-7 дней преодолевают немалые расстояния.
В 2000 г. в Трокели пришло 16 пеших групп, что составило 2,5 тысячи паломников. В главной Святой Мессе приняли участие около 12 тысяч верующих. В 2002 г. в молитвенном бдении и торжестве приняли участие 15 тысяч верующих, в их число вошло 20 пеших групп. В 2005 г. в пеших группах пришло 3600 паломников, всех вместе паломников было на главной Святой Мессе 15 тысяч. В 2006 г. на главной Мессе к Святому Причастию приступило более 13 тысяч верующих.
Количество участников паломничеств с каждым годом возрастает. Кроме организованных групп, прибывают верующие из других близлежащих городов и деревень Беларуси. Больше всего пилигримок бывает во время епархиального феста, который, согласно распоряжению епископов Беларуси, празднуется в Трокелях во вторую субботу июля. Интенсивное паломническое движение в Трокелях поспособствовало развитию религиозной жизни всей епархии. Почитание Матери Божией в Трокельской иконе достигло каждого населённого пункта епархии, побуждая к горячему почитанию Пресвятой Девы Марии как Заступницы епархии.
Необходимо отметить, что паломники посещают санктуарий не только во время главного престольного торжества. Санктуарий на протяжение всего года живёт в интенсивном молитвенном ритме. В весенне-летний период 3–4 раза в неделю сюда прибывают паломники как организованными группами, так и индивидуально из Беларуси, Литвы, России, Украины, Польши, Латвии. Стало уже доброй традицией, что к трону Матери Божией прибывают дети, принявшие Первое Святое Причастие, и молодёжь после Конфирмации. На протяжении всего года санктуарий посещают более 30 тысяч верующих.
Выразительным знаком славящегося милостями места является обычай оставлять после престольного торжества возле иконы Матери Божией листки, на которых записаны просьбы и благодарения за полученные милости. Таких листков остаётся до тысячи. Чаще всего там бывают записано благодарение за исцеление от физической болезни, за возвращение к трезвой жизни или спасение от пьянства, за примирение в таинстве Покаяния и за обращение близких людей.
Коронация иконы Матери Божьей Трокельской
Для дальнейшего укоренения в Трокелях почитания Пресвятой Девы Марии и по просьбе верующих и духовенства епископ Александр Кашкевич вместе с кс. Павлом Галинским, в то время опекуном санктуария, в 2007 г. обратились в Конгрегацию Божественной литургии и дисциплины таинств в Риме, чтобы получить разрешение на проведение в Трокелях коронационного торжества. В просьбе было отмечено, что коронация стала бы знаком благодарения Марии за полученные милости и послужила бы дальнейшему развитию Богородичной набожности среди верующих епархии.
В 2009 г. Гродненская епархия получила из Рима от имени Святейшего Отца Бенедикта XVI привилегию на возложение короны на славящуюся милостями икону Матери Божией. Это было уже третье торжество коронации за 8 лет существования епархии. Предыдущие состоялись в Гродно (коронация иконы Матери Божьей Студенческой (Снежной) в Фарном костеле святого Франциска Ксаверия) в 2005 г. и в Гудагае в 2007 г. Торжество возложения короны на икону Матери Божией снова объединило верующих в общем прославлении Всемогущего Бога через Пресвятую Деву Марию и стало очередным поводом, чтобы вверить всю епархию – её архипастыря, духовенство, монашествующих и верный народ – Той, Которая испокон веков является Заступницей Трокельского санктуария.
Добрый день! Скажите, пожалуйста, где можно купить» молитвенник Матки Боской Трокельской»? И его стоимость?
Хвала Христу, Надежда. Если вы из г. Гродно или можете заехать в Гродно, то молитвенник можно купить в католической книжной лавке на ул. К.Маркса 4 https://msj.by/xristianskie-knigi/gde-kupit/ , цена 15 бел.руб. Можно также связаться с настоятелем прихода в Трокелях и попросить, чтобы выслал вам почтой (контакты настоятеля по ссылке https://msj.by/katolicheskie-xramy/kostel-v-trokelyah/#kontakty-prihoda ). Или подойдите к своему настоятелю и попросите, чтобы привез (я думаю, он регулярно посещает какие-то католические лавки). С Богом.