Содержание
Краткая история
До 1969 года латинская Церковь отмечала два праздника, связанных со Столицей Петра: Кафедры св. Петра в Риме (18.01) и Кафедры св. Петра в Антиохии (22.02).
Начиная с IV века римские христиане знали и отмечали праздник Кафедры святого Петра, вспоминая, что Апостол был епископом этого города. Этот праздник – распространённый на всю Церковь – напоминает нам, что Престол Петра является основой единства Церкви. После реформы литургического календаря оба праздничных дня были объединены в один, и его отмечают как праздник Кафедры св. Петра. В этот день Церковь молится, чтобы: «(…) посреди хаоса этого мира наша вера осталась непоколебимой».
Катехеза кс Павла Кнурека о празднике Кафедры св Петра
Почётное место учения – кафедра
По-гречески слово «kathédra» и на латыни «cathedra» означает «стул». Обычно с такого почётного места епископ наставлял верных. Отцы Церкви использовали этот символ для выражения епископской власти. В особенности же они относили его к римскому престолу св. Петра.
В III в. св. Киприан написал в одном из своих писем: «Петру дано первенство, чтобы он показывал, чем является Церковь Христа, а также Кафедра», то есть власть наставления и управления. И чтобы подчеркнуть важность единства, прибавил: «Бог един, един Господь, едина Церковь и едина Кафедра, основанная Иисусом» (Письмо 43,5).
В древнем Риме огромным почитанием окружали деревянную кафедру-стул, на которой, по преданию, восседал св. Пётр. Культ Петра сосредоточился в базилике, построенной над его могилой вскоре после 324 г. Здание в большей части покрыло собой языческое кладбище при Виа Корнелия и было крепко встроено в Ватиканский холм.
В IV в. св. Дамасий перенёс кафедру-стул в построенный им баптистерий в Ватикане, где на протяжении веков она была выставлена для паломников, который с огромным почтением относились к этому символу власти.
Когда в XVI в. началось строительство теперешней Базилики св. Петра, в неё перенесли кафедру, состоящую из многих кусков дуба, инкрустированного и скреплённого богато украшенными пластинами из слоновой кости. Кафедру поместили в главном алтаре, в апсиде базилики, в прекрасной мраморной оправе, проект которой разработал Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) – один из строителей Базилики св. Петра, прекрасно соединяющий способности скульптора, архитектора и живописца. (Бернини также всемирно известен как создатель фонтана Четырёх Рек на Пьяцца Навона в Риме).
В 1656-1665 годах Бернини увенчал кафедру-стул т.н. «Глорией», которую назвали по его фамилии «Глорией Бернини». Это прекрасное архитектурное произведение возникло во время понтификата Папы Александра VII. Художник использовал весь свой талант, и в деревянный трон прекрасно вкомпоновал новый трон из позолоченной бронзы. Так что возник как бы монументальный амвон в форме трона, увенчанный папской тиарой и двумя ангелами. Кафедра составляет главный алтарь в огромной апсиде Базилики св. Петра. Большой бронзовый трон на подставке, которую поднимают четыре святых Учителя Церкви (фигуры достигают высоты около шести метров): Амвросия, Августина (с митрами на головах, на втором плане (с открытыми головами) – Афанасия и Иоанна Златоуста. Их фигуры символизируют католичество, то есть вселенскость Церкви. В глубине над алтарём виднеется витраж со светом и голубкой – символами Святого Духа. Витраж выполнен из тонких разноцветных, пропускающих свет пластинок алебастра.
Археологически-историческая комиссия, созванная Папой Павлом VI для изучения подлинности кафедры, пришла к выводу, что это царский трон, подаренный Папе Иоанну VIII французским королём Карлом Лысым, вероятно в 875 г. Независимо от результатов исследования, кафедра составляет символ преемственности папской власти и учения ex cathedra.
Первый среди апостолов
Иисус Христос выделил среди своих учеников Симона, которому даже поменял имя (Мф 16,18). Среди апостолов Петра всегда ставили на первое место. Он был свидетелем Преображения Господня на горе Фавор и кровавого пота в Гефсиманском саду. Также захотел прийти к Сыну Божьему по волнам озера, и первый назвал Иисуса Мессией. Он уверял Господа, что готов пойти за Него на смерть, и только он вытянул меч, чтобы защитить Спасителя во время ареста. Христос назначил Петра руководителем Церкви. В Вечном Городе св. Пётр проповедовал то же самое, что в Иудее, Самарии, Галилее и Антиохии. Это он отважно учил в римской столице и управлял всей Церковью того времени. В этом же городе принял мученическую смерть, подтверждая подлинность проповедуемого им учения.
Самые древние источники христианского предания приводили как место смерти Петра кесарийские сады, которые семья Августа Октавиана основала на берегу Тибра, напротив города, и которые назвали «ager vaticanus» («ватиканские поля»). Там римские кесари основали спортивные стадионы и цирки, в которых во время гонений приняло смерть множество христиан. Там же умер распятый головой вниз св. Пётр. В этом месте – по приказу кесаря Константина Великого – поставили огромную пятинефную базилику, строительство которой начали в 324 г., а закончили в 349 г. Она простояла более тысячи лет. Теперешняя Базилика св. Петра возникла на месте разобранной первичной базилики, а её строительство начали по поручению Папы Юлия II в 1506 г. Освятил её Папа Урбан VIII 18 ноября 1626 г.
Пётр учит из Рима
Учение Петра из Рима происходило посредством провозглашаемого им слова, посредством посланий, а также с помощью специальных посланников, направляемых в некоторые христианские общины, возникающие в различных регионах Римской Империи. Миссию управления Церковью Петру поручил Божий Сын, и она охватывает: заботу о верных, т.е. об овцах и пастырях, укрепление в вере Божьего Народа, заботу о доктрине веры и о нравах, а также объяснение истин, заключённых в Божьем Откровении.
Сам Пётр говорит:
«Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (2 Петр 1,12-15).
В Катехизисе Католической Церкви мы читаем:
«Папа, Епископ Римский и Преемник св. Петра, «есть постоянное и видимое начало и основа единства и епископов, и множества верных». «Ибо Римский Первосвященник имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять» (ККЦ 882).
Духовный смысл праздника
Могила Петра, находящаяся под главным алтарём в Базилике св. Петра, напоминает, что из Рима в папском учении постоянно звучит безошибочный голос Христа, а наша вера основывается на крепком фундаменте апостолов. Даже тогда, когда Папы не находились в Риме, а руководили Церковью по установлению Господа, то делали это не как епископы Витербо, Перуджии или Авиньона, а как епископы Рима.
Праздник Кафедры св. Петра напоминает нам о любви к Спасителю и к Его наместникам. Напоминает также о Церкви, которая является католической (вселенской), апостольской, но также римской – в том смысле, что Рим является местом, где св. Пётр дал окончательное свидетельство своей веры и любви к Иисусу, что продолжается в служении его преемников.
Мы должны отличаться сыновней любовью к Папе и верностью к папскому учению. Давайте делать это, когда молимся в намерениях, которые Понтифик препоручает, а также когда молимся за него и воплощаем в жизнь слова, которые Святой Отец нам адресует.
Источник: www.jezuici.pl