1 января католики римского обряда празднуют Торжество Пресвятой Богородицы — праздник, посвящённый Деве Марии, который имеет наивысший статус в градации праздников — торжество. Он входит в число праздников, когда посещение Мессы обязательно. Торжество Пресвятой Богородицы завершает собой Октаву Рождества. В этот день в Католической Церкви также совершается воспоминание Обрезания Господня. Праздник с самого начала совпадал с Новым годом, который отмечался в Римской империи.
Смотрите катехезу ксендза Павла Кнурека о торжестве Пресвятой Богородицы
Древние язычники верили в такую примету: «Какой первый день Нового года, такой будет и целый год». Поэтому в тот день проводили различные забавы, гулянья, пьянство и разного рода карнавалы. Мужчины переодевались в женщин, а женщины в мужчин. Надевали на себя шкуры зверей, например, голову коровы, оленя или собаки. Переодевались в богов и богинь и даже предавались разврату. Святой Иоанн Златоустый, выступая против тех языческих гуляний по случаю Нового года, сказал: «Они думают, что если первый день этого месяца проведут в удовольствии и радости, то и целый год будет такой… Это большая крайность — после одного счастливого дня ожидать такого же весь год… Счастливый для тебя будет год во всем тогда, когда ты не будешь пьянствовать в первый день, и когда в первый и каждый день будешь делать то, что угодно Господу» (Слово на Новый год).
Святая Церковь, чтобы противодействовать тем скверным языческим практикам, с наступлением Нового года взывала своих верных не к радости, а к посту и покаянию за грехи язычников. Святой Августин в своей проповеди на Новый год, побуждая своих верных к посту, говорит: «Чтобы прекратить телесную и похотливую радость язычников, будем все в день Обрезания с Божьей помощью поститься, кроме тех, кто из-за слабого здоровья не может, и будем всенародно молить Бога о тех несчастных, которые эти дни Нового года по своему языческому обычаю проводят в роскоши и невоздержанности». Этот пост местами продолжался даже три дня, как это видно из 17 правила Второго Собора 567 года в Туре во Франции: «Из-за того, что между праздниками Рождества Христова и Богоявления бывают языческие празднества, нужно во время них три дня сохранять пост». Только в VI в., когда под влиянием христианской веры языческие празднования медленно отошли в забвение, праздник Обрезания приобретает радостный характер.
В VI столетии в Риме и ряде регионов Запада 1 января становится праздником, посвящённым Деве Марии. С XIII века Римская Церковь приняла на день октавы Рождества галликанский праздник Обрезания Господня. В 1570 году Папа Пий V распространил праздник Обрезания как обязательный на всю Католическую Церковь.
В 1914 году в Португалии был установлен праздник Материнства Пресвятой Девы, отмечаемый 11 октября. В 1931 году он был распространён на всю Церковь. В 1974 году в ходе реформы литургического календаря Папа Павел VI отменил праздник 11 октября и установил Торжество Пресвятой Богородицы 1 января.
Обрезание Господне
Праздник Обрезания зародился и развился сначала в Западной Церкви, а затем перешел в Восточную. Латинская Церковь изначально называла этот праздник Господней октавой, потому что это был восьмой день после Рождества, выпадал как раз на Новый год. Святое Евангелие говорит об этом дне: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк. 2, 21).
В израильском народе обрезание стало законом от Авраама. Оно имело для евреев большое значение потому, что было символом их союза с Богом, в книге Бытия об этом читаем: «И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени» (Быт. 17, 9-12).
Предписание обрезания имело для евреев далеко идущие последствия. Обрезание прежде всего было символом зачисления в члены еврейской религии и народа. Оно означало подчинение себя закону и его обязанностям. «Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, — пишет ап. Павел, — что он должен исполнить весь закон» (Гал. 5, 3). Через обрезание каждый еврей становился участником благословения и обетов, данных Богом Его народу. Оно было обязательным, чтобы участвовать в пасхальной жертве. Наконец, невыполнение закона обрезания влекло за собой исключение из народа. «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой» (Быт. 17, 14).
Слово «обрезание» употребляется в Ветхом Завете часто в символическом смысле, когда говорится об обрезании или необрезании сердца, уст или ушей, то есть повиновении Господу Богу или бунту против Него. Поэтому святой первомученик Стефан делает упрек членам синедриона: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян. 7, 51).
Ветхозаветное обрезание было прообразом новозаветного крещения. Святой апостол Павел, называя крещение нерукотворным обрезанием, говорит: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2, 11-12).
Торжество Пресвятой Богородицы
В основе почитания Девы Марии лежит истина Ее Богоматеринства. Именно этой истине посвящено Торжество Пресвятой Богородицы 1 января, в последний день Рождественской октавы.
В проповеди на этот праздник в 2018 г. Папа Франциск сказал: «Год открывается во имя Матери Божьей. Матерь Божья — самый важный титул Богородицы. Почему мы говорим Матерь Божья, а не Матерь Иисуса? Потому что эти слова содержат прекрасную истину о Боге и о нас. С того мгновения, как Господь воплотился в Марии, и навсегда Он несет в Себе нашу человечность. Нет больше Бога без человека: плоть, которую Иисус взял у Матери, и сейчас принадлежит Ему, и так будет во веки веков. Говоря «Божья Матерь», мы вспоминаем, что Бог близок человечеству, подобно тому как ребенок близок матери, носящей его в своем лоне.
Всевышний и бесконечный Бог в Своей Матери стал малым, чтобы быть не только с нами, но и подобным нам. Вот чудо, вот новизна: человек отныне не одинок; он уже не сирота, он навсегда останется сыном. Год открывается этой новизной. И мы провозглашаем ее, говоря: Пресвятая Богородица! В этом имени — радость от осознания того, что наше одиночество побеждено. В этом имени — красота нашей жизни как любимых чад, уверенность в том, что это наше сыновство никогда не может быть отнято. Мы отражаемся в этом хрупком Младенце в объятиях Матери и видим, как человечество дорого и свято для Господа. Служить человеческой жизни — значит служить Богу, поэтому любую жизнь, от жизни младенца в утробе матери до жизни стариков, страдающих и больных, причиняющую окружающим неудобства и даже внушающую отвращение, — следует принимать, любить и оказывать ей помощь».
Всемирный день мира
Папа Павел VI 8 декабря 1967 года установил в Католической Церкви также на день 1 января Всемирный день молитвы о мире. «Прости, и ты обретешь мир» — главный лозунг этого дня молитв. В первый день каждого нового года понтифик обращается в своей предпраздничной речи к верующим, обращая их внимание на необходимость каждому внести свой вклад в дело мира.
Послание Святейшего Отца Франциска на празднование 54-го Всемирного дня мира 1 января 2021 года можно прочитать по ссылке: www.vaticannews.va
Информацию подготовил: отец Змицер Чарнель, CSsR.