В течение трех первых столетий христиане не имели отдельного праздника Рождества Христова. В то время было только торжество Богоявления, которое отмечали 6 января. Этот праздник объединял в себе Рождество Спасителя и Крещение Иисуса в реке Иордан. Греческое слово «Епифания» или «Теофания», что значит «Богоявление», в ранних веках христианства означало не только появление Мессии при Его крещении. Некоторые Церкви, а прежде всего Западная, с торжеством Богоявления связывали не только Рождество и Крещение Божьего Сына, но и поклонение волхвов, чудо в Кане Галилейской, чудесные умножения хлебов, а иногда даже и воскрешение Лазаря, потому что все эти события были свидетельством Богоявления – появления Бога на земле. Именно празднование большего числа событий из жизни Иисуса Христа в торжестве Богоявления стало одной из главных причин, почему Западная Церковь первая отделила Рождество от Богоявления и начала отмечать его отдельно.
Смотрите катехезу ксендза Павла Кнурека о Сочельнике перед Рождеством
Праздник Рождества Христова на Западе
Торжество Рождества Спасителя отделили от Богоявления сначала в Римской Церкви, которая при Папе Юлии I (337-352) начала отмечать Христово Рождество 25 декабря. В календарно-хронографическом сборнике, доведенном до 354 года, который имеет различные названия, но прежде всего известен как Календарь Фурия Филокала, в разделе о днях смерти мучеников под 25 декабря написано: «День Рождества Христова в Вифлееме». А в другом разделе записано такое замечание: «При консулах Цезаре Августе и Эмилии Павле родился Христос 25 декабря в пятницу, в 15-й день новолуния».
Каков был главный мотив Римской Церкви, чтобы Христово Рождество праздновать 25 декабря?
В Риме с 17 до 23 декабря происходили языческие торжества в честь бога Сатурна, или Хроноса. Те празднования назывались Сатурналии. Сразу после них 25 декабря были большие радостные торжества в честь «непобедимого солнца», по-латыни «solis invicti». Император Аврелиан 25 декабря 274 года провозгласил солнце-бога главным покровителем римской империи и посвятил ему святыню на Марсовом поле в Риме. Праздник бога-солнца праздновали 25 декабря, потому что в это время наступает зимний оборот солнца, дни становятся длиннее, и солнце больше греет. Этот день считался рождением солнца и его победой над тьмой ночи.
В вышеназванном Календаре Филокала, который подает языческие и христианские праздники, под 25 декабря также сказано: «natalis invicti», то есть «рождение непобедимого». Слово «непобедимый» это обычный эпитет богов, а в данном случае бога-солнца.
Поэтому христианский Рим, чтобы противодействовать языческому Риму, на место бога-солнца ставит свое христианское Солнце-Богочеловека, и Его рождение также празднует 25 декабря. Святые Отцы в своих рождественских проповедях и рождественских богослужениях называют Божьего Сына Солнцем Правды или Солнцем Справедливости.
Если Римская Церковь отмечала Рождество 25 декабря, то другие Церкви на Западе все еще некоторое время праздновали его 6 января вместе с Богоявлением. Праздник рождения Христа из Рима перешел еще при жизни святого Амвросия († 397) в Милан, после где-то перед 384 годом в Испанию и Северную Африку, а затем при епископе Перпетии Турском († 491) в Галлию, нынешнюю Францию, и в иные страны Европы.
Когда 25 декабря стало торжеством Рождества, его и стали считать днем самого события рождения. К этому времени о дате рождения Иисуса Христа было много разных мнений и споров, поскольку Святое Евангелие об этом ничего не упоминает.
Святой Климент Александрийский († 215) говорит, что в его время одни считали днем Рождества Мессии 20 мая, другие 6 или 10 января, а, по его мнению, это было 18 ноября. В одном произведении III-IV вв., которое приписывают святому Киприану, как день Рождества Спасителя упоминается 28 марта. В надписи на статуе святого Ипполита Римского († 235) дату Рождества Христова подано как 25 марта. В объяснениях святого Ипполита к книге пророка Даниила есть такое замечание: «Первое появление Господа в теле, когда Он родился в Вифлееме, произошло в среду 25 декабря, в сорок втором году Августа, от Адама 5500». Святой Епифаний Кипрский († 403) в полемике с алогами доказывает, что Христово Рождество было 6 января, а Крещение — 8 ноября.
Утверждение даты Рождества повлияло на установление дат иных праздников, зависимых от него: Обрезания (Сретения), Благовещения и Рождества Иоанна Крестителя. Древнейшую проповедь на Рождество Иисуса в Западной Церкви находим в Зенона Веронского († 380).
Праздник Рождества на Востоке
По примеру Западной Церкви впоследствии и Восточные Церкви начинают праздновать Христово Рождество 25 декабря. Решающую роль в этом деле сыграли три великих Отца Восточной Церкви: святой Василий Великий, святой Григорий Богослов и святой Иоанн Златоустый. Святой Василий Великий († 379) был первым, кто начал отмечать Рождество Мессии 25 декабря в Каппадокии между 371 и 374 годами. Ему приписывают одну проповедь на Рождество. Под его влиянием святой Григорий Богослов († 390) вводит этот праздник в Константинополе. 25 декабря 379 года он начинает свою проповедь словами: «Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте: Христос на земле – величайте!». И дальше продолжает: «Сегодня праздник Богоявления или Рождества, потому что так и иначе называется этот день и два названия даются одному празднику потому, что Бог явился людям через рождение… От явления – название Богоявления, а от рождения – Рождество. Вот такое торжество празднуем сегодня – приход Бога к людям…»
Святой Иоанн Златоустый († 407) основывает торжество Рождества Христова в Антиохии в 386 или 388 году. В своей проповеди на 25 декабря, прославляя Рождество Иисуса Христа, он выражает свою радость по случаю его празднования: «Давно хотел я, – говорит он, – увидеть этот день, и не только увидеть, но и праздновать с таким множеством народа. Я непрестанно молился, чтобы наше собрание было такое многочисленное, как многочисленным видим его теперь, что и произошло и исполнилось. Хотя нет еще десяти лет, как этот день стал нам известен и знаком, но словно много лет назад нам передан, так он прославился вашим старанием. Поэтому не ошибся бы тот, кто назвал бы этот праздник и новым, и вместе с тем древним, – новым, потому что он недавно стал нам известен, а древним, потому что он скоро сравнялся с древнейшими и вырос до одинакового с ними уровня».
В своей проповеди он считает 25 декабря настоящим днем рождения Христа, доказывая, что свидетельством этого является очень быстрое распространение этого праздника и большое его почитание верными; свидетельством этого являются также документы, которые хранятся в Риме, о переписи императора Августа. Наконец, в пользу 25 декабря, по его мнению, свидетельствует и то, что зачатие Иисуса Христа, согласно евангелисту Луке, наступило через шесть месяцев после зачатия Иоанна Крестителя. А его зачатие должно было произойти в дни очищения в сентябре. Если, следовательно, зачатие Помазанника было в марте, то его Рождество должно выпасть на декабрь.
Несколько позже новый праздник войдет в практику в двух иных центрах тогдашнего христианского мира: в Александрии и Иерусалиме. И еще длительное время некоторые Церкви на Востоке праздновали Рождество вместе с Богоявлением 6 января. Армянская Православная Церковь до сих пор отмечает Рождество Спасителя и Богоявление 6 января. Армяне-униаты под натиском Рима с XVI в. празднуют Христово Рождество 25 декабря.
Позже, когда рождение Сына Божьего на Востоке стало отдельным праздником, то за Богоявлением 6 января осталось только событие Христового Крещения.
В VI в. святая Елена, мать императора Константина Великого, построила в Вифлееме храм в честь Рождества Христова. В кодексах императора Феодосия 438 года и императора Юстиниана 535 года находим закон о всеобщем праздновании торжества Рождества Иисуса.
Информацию подготовил: отец Змицер Чарнель, CSsR.