Содержание
- Богослужения и обычаи
- Как правильно поститься в Страстную Пятницу
- Фрагмент проповеди св. Хосемарии Эскривы
- Нет времени читать статью – смотрите видео
- Расписание служб на Пасхальное Триденствие в Минске и Гродно
Второй этап Пасхального Тридиума, Страстная Пятница, – это литургическое воспоминание спасительной смерти Христа. В этот день Христос был принесён в жертву как наша Пасха (1 Кор 5,7). В богослужении Церковь размышляет над страстями своего Господа, молится о спасении всего мира, поклоняется кресту и вспоминает своё рождение из пронзённого бока Спасителя (Ин 19,34).
Немного истории
Первые упоминания о Литургии этого дня мы находим уже в воспоминаниях Эгерии (IV в.), которая передала нам описание литургических священнодействий иерусалимской Церкви. Верные собирались уже рано утром, чтобы почтить крест. Около полудня они снова собирались на Литургию Слова, во время которой центральное место занимало описание Страстей Господних, чередующееся с пением гимнов и псалмов. В третий раз они собирались в базилике Анастасис, чтобы послушать описание положения тела Христа в Гроб.
В этом месте следует отметить, что Богослужение Страстной Пятницы формировалась в различных локальных Церквях немного по-разному. Первые описания Литургии в Риме датируются VII веком. Они свидетельствуют о включении в богослужение этого дня, наряду с Литургией Слова и поклонением кресту, Святого Причастия, что со временем развилось в т.н. Мессу Преждеосвящённых Даров (Missa praesanctificatorum). Однако начиная с XIII века Причастие принимал уже только главный служитель (акцент делался на Пасхальном Причащении, что позже узаконил Миссал Пия V от 1570 года).
Нельзя при этом забывать, что на совершение Богослужения Страстной Пятницы и всего Тридиума оказало влияние перенесение в XVI веке всех богослужений на утренние часы. За обновление Пасхального Тридиума взялся ещё до Второго Ватиканского собора Папа Пий XII в 1955 году. Принципиально не меняя его структуры, он вернул прежде всего Святое Причастие для всех верующих, красный цвет литургического облачения, а также переместил Литургию Страстей Господних на более позднее время (после 15 часов, ср. Мф 27,46).
Нынешний вид Богослужения Страстной Пятницы, являющийся плодом литургической реформы Второго Ватиканского собора, заключён в Миссале Павла VI от 1970 года (издание второе в 1975, третье в 2002).
Литургические особенности
Богослужение Страстной Пятницы в своём нынешнем виде состоит из четырёх главных частей: Литургии Слова, поклонения Кресту, Святого Причастия и процессии к Гробу Господнему.
Прострация
Прежде чем рассмотреть отдельные её этапы, следует обратить внимание на несколько характерных для этого дня литургических знаков. Очень красноречивым жестом является прострация (простирание ниц) главного служителя (лат. Prostratio – падение всем телом на землю). Он выражает состояние первого человека и боль Церкви. Ему предшествует процессия вхождения, которую в этот день не сопровождает пение на вход. Тишина склоняет к сосредоточенности, является выражением печали и покинутости. Богослужение совершается в облачениях красного цвета, который в этом случае является не столько цветом мученичества, сколько царской мантии. Красный цвет является знаком царского достоинства Христа, победы над смертью, победы, которая приходит к нам через крест.
Литургия Слова
В Литургии Слова центральное место занимает описание Страстей Христовых от св. Иоанна, которому предшествует четвёртая песня страдающего слуги Яхве из Книги пророка Исайи и фрагмент Послания евреям. Жест преклонения колен и минута тишины, которая наступает во время Провозглашения Страстей Господних, указывают на то, что посредством Богослужения мы не только вспоминаем спасительные события, но и актуализируем их здесь и сейчас, что они становятся для нас не воспоминанием, а действительностью. Увенчанием Литургии Слова является торжественная молитва верных.
Поклонение Кресту
Кульминационным пунктом Литургии Страстной Пятницы является поклонение Кресту. В настоящем виде она имеет две формы явления креста (в алтарной части или же в трёх местах храма: при входе, посередине и перед входом в алтарную часть).
Для поклонения, в связи с истинностью знака, всегда используется исключительно один крест, который должен быть соответственно большим и красивым. В исключительной ситуации, в случае большого собрания верных, когда невозможно было бы почтить крест каждому из участников по отдельности, можно после того, как некоторые верные поцелуют крест, сохранить тишину продолжительный период времени, в течение которого у каждого будет возможность для личного поклонения. Однако это чрезвычайная ситуация, поскольку личное поклонение в этом обряде является самым важным элементом.
Поклонение сопровождается пением соответствующих песен, среди которых особое место занимают Импроперии. Сочинённые по-гречески в VI веке и введённые потом в западную Литургию, они являются интересным литературным произведением, в котором Бог обращается к Своему избранному народу, напоминая ему обо всех благодеяниях, которые тот получил, и упрекая его за то, что не поверил в единого Сына, Иисуса Христа (лат. Impropero означает: порицаю, делаю упрёки).
Святое Причастие
Хотя в Страстную Пятницу Церковь не совершает Евхаристию, однако верные также во время Богослужения этого дня могут принять Святое Причастие – подлинное Тело Христа, которое было распято на древе Креста. В этой части Литургии верные, принимая Тело Господа, одновременно исповедуют веру, что новую жизнь они получили посредством Смерти и Воскресения Христа.
Процессия к Гробу
Последним элементом Богослужения Страстей Господних является процессия к Гробу Господнему. Обычай «погребения креста и Гостии» (позже только креста или только Гостии) возник в странах северной Европы как продолжение поклонения кресту и Святому Причастию.
Первое упоминание о перенесении Пресвятых Даров к месту поклонения, которое должно было напоминать Гроб Христа в Иерусалиме, мы находим в жизнеописании св. Ульриха (890-973), епископа аугсбургского. Теперь этот обычай известен прежде всего в Польше, Баварии и Австрии. Остальные страны преимущество не переняли эту традицию, она также неизвестна в папской Литургии. В этом обряде важно, чтобы наше внимание было сосредоточено прежде всего на Христе, присутствующем под видом хлеба – на Агнце Божьем, Который был убит, но жив (ср. Откр 1,17-18), а не на второстепенных декорационных элементах, которые обычно сопутствуют украшению Гроба.
Обычаи
Нельзя не вспомнить также о богослужениях и обрядах, связанных с переживанием Страстной Пятницы. Окружное послание Конгрегации по делам Божественного Культа «Paschalis sollemnitatis» от 16 января 1988 года напоминает, что богослужениями народа, такими как Крестный Путь, страстные процессии или вспоминание страданий Пресвятой Девы Марии, не следует пренебрегать из пастырских соображений. Однако Послание ясно отмечает, что «время проведения этих богослужений следует так согласовать со временем литургического служения, чтобы было ясно, что литургическое служение по природе своей значительно превышает все другие богослужения». Посему никогда никакое богослужение не может быть для нас альтернативой для должного празднования Страстной Пятницы, коим является вечернее Богослужение Страстей Господних.
Какой пост соблюдать
Страстная Пятница, наряду с Пепельной Средой, является днём, когда обязательным является строгий пост. Церковь постится и молится, ожидая Господа. Пост, который в традиции иногда охватывал и Святую Субботу, подготавливает к переживанию самой важной Литургии в году – Навечерия Пасхи.
Необходимость нашей любви
Видя представленное выше вкратце богатство Богослужения Страстной Пятницы, процитируем в завершение фрагмент проповеди св. Хосемарии Эскривы, которую он произнёс в Страстную Пятницу 1960 года:
Драма любви Голгофы станет для нас посредством Литургии спасительной действительностью, в которой мы можем участвовать. Подлинная любовь никогда не жалеет времени. Каким будет наш ответ на приглашение к участию в этой действительности, зависит от любви каждого из нас, поскольку любовь Бога безгранична.
Источник: www.przewodnik-katolicki.pl