Как освящались вербы и отмечалось Вербное воскресенье в XIX веке в костелах Вильнюсского диоцеза, к которому относились католические приходы, находящиеся на территории современной Беларуси, читайте в статье. Перевод с польского языка из книги «Изложение обрядов и религиозных обычаев римско-католической церкви ввиду их духовного значения», составленной кс.-пияром И. Л. Лункевичем.
В шестое и последнее воскресенье Великого Поста Св. Церковь торжественно отмечает воспоминание триумфального въезда Христа в Иерусалим. В это воскресенье перед Св. Мессой освящаются веточки пальмовых и оливковых, а если их нет, то вербных или других деревьев, которые есть в стране. Почки этих веточек украшаются цветами, которые можно найти в это время года. Поэтому это воскресенье назвали Пальмовым, цветочным или Вербным. После освящения пальм идет церковное шествие, которое символизирует триумфальный въезд Христа в Иерусалим в сопровождении большого количества людей.
Во время этого шествия священники и прихожане несут в руках освященные пальмы, подражая тем Израильтянам, которые с пальмами в руках, восхваляя Бога, шли вместе с Христом в Иерусалим, а также стояли на дороге, по которой проезжал Спаситель, и бросали ему под ноги свою одежду, веточки и цветы. Древнееврейское слово Осанна в пении народа, повторяемое во время триумфального въезда Христа, означало великую радость, прославление и честь, которые этот народ оказывал Христу. Св. Церковь часто повторяет это слово в обрядах Цветочного Воскресенья, чтобы в христианах подобные чувства к их Спасителю пробудить. Когда шествие вне Церкви заканчивается и вновь к ней возвращается, двери Церкви оказываются закрытыми. Тогда певцы внутри Церкви поют гимн, содержащий в себе нежные чувства к Иисусу Христу, на что духовные и светские, стоящие вне церкви, отвечают. Когда пение окончено, подчиненный дьякон или сам священник, если у него нет ассистента, трижды ударяет крестом в двери церкви, давая этим знак их отворить. Потом шествие приступает к великому алтарю. Закрытие церковных дверей представляет то, что из-за греха первых родителей небо для всех людей закрыто было, до тех пор, пока Спаситель Иисус Христос не пришел в мир и не отворил врата неба.
Священник, отправляющий торжественное богослужение, изображает самого Христа, а народ, находящийся вне церкви, представляет тех людей, для которых небо было закрыто. Певцы внутри Церкви означают Ангелов, которые всегда от своего сотворения в небе жили и Бога Единого в Святой Троице прославляли. Для этого во многих местах этот хор певцов состоит из детей, которые более правдоподобно Ангелов изображают. Открытие церковных дверей после троекратного удара крестом означает, что через страдания и смерть Христа на кресте, на крест вознесенные, небо для людей стало открыто. И все вместе напоминает христианам, что через кресты, то есть через страдания и притеснения только могут они войти в открытое крестом Христа небо.
Чтобы мы сами стали участниками триумфа Христа в небе, мы должны давать Ему доступ к своим сердцам, сохранять все его законы, стараться, чтобы наши чувства ко Христу не были так изменчивы как у евреев.
После открытия дверей, вхождение священника с народом в церковь представляет сам въезд Христа в Иерусалим через его врата, и напоминает, что те только войду в триумфе в небо со Христом, которые живя на земле, дорогой Им указанной следуют. Когда священник переступает церковный порог, певцы внутри по обеим сторонам церкви находящиеся, освященные пальмы перед ним склоняют в знак чести, которая полагается Спасителю как Победителю смерти и ада. Христиане, находящиеся на обрядах Цветочного Воскресенья и вспоминающие триумфальный въезд Христа в Иерусалим, должны, по примеру израильского народа, наполнять свои сердца чувствами радости, отдавать глубочайшую честь и уважение Христу, который через смерть свою победу над дьяволом одержал и нас от ада избавил. Мы должны думать о награде тех людей, которые за Христом в небесный Иерусалим входить будут. Но для того, чтобы мы сами стали участниками триумфа Христа в небе, мы должны давать Ему доступ к своим сердцам, сохранять все его законы, стараться, чтобы наши чувства ко Христу не были так изменчивы как у евреев, которые Его по правде говоря, радостно приветствовали во время въезда в Иерусалим, но через пять дней проклинали, бранили и усиленно крови Его домогались.
Христиане, разнося освященные пальмы (вербы) по своим домам, должны просить Бога, чтобы Он благословил их жилища и берег их от всякого зла.
В духовном и моральном значении, через освященные пальмы Св. Церковь представляет наши добродетели и добрые дела, и вызывает интерес христиан старательно в них упражняться. А так как израильский народ шел за Христом до города Иерусалима с пальмами в руках, так нужно стараться христианам, чтобы когда-нибудь они могли войти за Спасителем с добрыми делами в небесный Иерусалим. Поэтому Св. Церковь при посвящении пальм просит Бога, чтобы Он дал людям милость расцветать любовью к Богу и всяческими добродетелями. Он молит Христа, чтобы тот соблаговолил милостиво принять честь, которую отдает Ему верующий народ как своему Господу, Царю и Вождю, торжественно отмечая это воспоминание. Христиане, разнося освященные пальмы (вербы) по своим домам, должны просить Бога, чтобы Он благословил их жилища и берег их от всякого зла. Они должны все время помнить, что ни один из них не добьется пальмы победы со Христом, если не будет мужественно сражаться за Христа, также стараться приобретать основательную добродетель и обогащаться добрыми делами.
Перевод с польского языка.
Источник: из книги «Изложение обрядов и религиозных обычаев римско-католической церкви ввиду их духовного значения», собранной и составленной кс. И. Л. Лункевичем Пияром. Издание седьмое, перепечатанное из издания 1890 года.- Вильнюс: Типография И. Завадзкого 1899г.
Как сегодня проходит торжественная литургия в Вербное Воскресенье в костелах Беларуси, читайте в статье «История и традиции Вербного Воскресенья».
Расписание литургий в католических приходах Гродно на Великий пост
Статьи католических священников и мирян для духовного роста и личностного развития