Содержание
- Что означает «Сошествие Святого Духа»
- Видео об истории и традициях
- Праздник Пятидесятница в Ветхом Завете
- Откуда у праздничного дня столько названий, традиции на католическую семуху
- Дары Духа Святого, суть торжества
- Проповедь отца Александра Жерносека «Принятие Святого Духа»
- Костелы Св. Духа на Чижовке в Минске и на Ольшанке в Гродно
- Литании Духу Святому на белорусском, польском и русском языках
Что это за праздник
Светлый праздник Пасхи завершается не менее светлым и великим праздником Святой Пятидесятницы (в народной традиции используются названия Семуха и Зеленые Святки (Свентки). Сошествие Святого Духа – это словно венец и печать на деле спасения человеческого рода, которое совершил Сын Божий. В дни святой Пятидесятницы сам Святой Дух помазывает апостолов на проповедников Христова Благовестия. В дни Сошествия Святого Духа зарождается и начинает действовать Христова Церковь. Святой Дух ее ведет, просвещает, освящает и хранит на дороге истины.
«По завершении того дела, – говорит Второй Ватиканский собор, – которое Отец поручил Сыну исполнить на земле (ср. Ин 17, 4), послан был Святой Дух в день Пятидесятницы, чтобы Он непрестанно освящал Церковь и чтобы таким образом через Христа верующие имели доступ к Отцу в одном Духе (ср. Еф 2, 18). Он есть Дух Жизни, или источник воды, текущей в жизнь вечную (ср. Ин 4, 14; 7, 38-39), и через Него Отец оживотворяет людей, мёртвых для греха, пока не воскресит во Христе их смертные тела (ср. Рим 8, 10- 11). Дух живёт в Церкви и в сердцах верующих, словно во храме (ср. 1 Кор 3, 16; 6, 19), и в них молится и свидетельствует об усыновлении (ср. Гал 4, 6; Рим 8, 15-16. 26). Он, наставляющий Церковь на всякую истину (ср. Ин 16, 13) и объединяющий её в общении и служении, наделяет и направляет её различными иерархическими и благодатными дарами и украшает её Своими плодами (ср. Еф 4, 11-12; 1 Кор 12, 4; Гал 5, 22). Силою Евангелия Он даёт Церкви юность, непрестанно обновляет её и ведёт к совершенному сочетанию с её Женихом, ибо Дух и Невеста говорят Господу Иисусу: «Прииди!» (ср. Откр 22, 17). Так Вселенская Церковь предстаёт как «народ, объединённый из единства Отца, Сына и Святого Духа» (Догматическая конституция о Церкви «Lumen Gentium», 4).
Праздник святой Пятидесятницы заслуживает особого внимания в силу своей истории и своего значения.
Катехеза кс Павла Кнурека о празднике Пятидесятница (Зеленые Свентки)
Ветхозаветная Пятидесятница
Израильский народ издавна ежегодно праздновал три больших праздника: праздник Пасхи, праздник Пятидесятницы и праздник Кущей. В книге Исхода сказано: «Три раза в году празднуй Мне: наблюдай праздник опресноков… наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою» (Исх 23, 14-16).
Свое название праздник получил от того, что это был 50 день после праздника Пасхи, а также 50 день от начала жатвы. Первоначально Пятидесятница была праздником жатвы и благодарности. В этот день по предписанию закона в Иерусалим отовсюду приходило большое количество евреев, даже из далеких краев, чтобы поблагодарить Бога за земные плоды и сложить из них в храме свою жертву. Позже к празднику Пятидесятницы, как празднику жатвы, присоединился еще и исторический мотив: годовщина получения Божьего Закона на горе Синай в 50 день после выхода из Египта.
Христианская Пятидесятница
Апостолы и первые христиане как праздник Пасхи, так и праздник Пятидесятницы переняли с Ветхого Завета и оставили его название, однако придали ему совершенно иной смысл и значение, потому что и для них это был 50 день после Пасхи (или 7 недель от Христова Воскресения – от этого происходит народное название Сёмуха).
Главный мотив празднования Пятидесятницы для новозаветной Церкви – это событие сошествия Святого Духа на апостолов. Отсюда это торжество имеет еще другое название: Сошествие Святого Духа.
Сошествие Святого Духа для ранней христианской Церкви было таким радостным, торжественным и важным событием, что этот праздник приравнивался к праздникам Пасхи и Рождества Христова. В третьем веке этот праздник становится общепризнанным.

Старозаветная Церковь имела обыкновение в дни Пятидесятницы полы своих домов и синагог укрывать свежей травой, а дома и синагоги украшать ветвями деревьев и цветами в знак, что в то время, когда был дан Закон Божий, вся природа стояла в зелени. Этот обычай перешел и к новозаветной Церкви. Цветы и зелень деревьев являются признаком жизни, поэтому стали символом животворящего Святого Духа. Как природа весной обновляются зеленью и цветами, так и святая Церковь и ее верные обновляются силой Святого Духа. (Отсюда в народном календаре встречается название Зеленые Свёнтки (Святки).
Значение Сошествия Святого Духа
Событие Сошествия Святого Духа имело очень большое значение для апостолов и первых христиан. Оно и сейчас имеет то же значение и для всей Церкви Христовой. Святой Иоанн Златоустый в проповеди на праздник Пятидесятницы говорит: «Преблагой Бог сегодня одарил нас великими дарами, которые тяжело словам высказать. Поэтому все вместе радуемся и, радуясь, славим Бога нашего… Потому что с того, спрашиваю, что принадлежит к нашему спасению, не было нам дано через Святого Духа? Он нас освободил из неволи, призвал к свободе, нас усыновил. Из этого источника (то есть Святого Духа) вытекают пророчества, благодать исцеления и все то от Него, чем Церковь привыкла украшаться». На стихирах великой вечерни Пятидесятницы читаем: «Все подает Дух Святой. Он изливает пророчества, совершенствует священников, невежественных научил мудрости, рыбаков явил богословами, объединяет весь сбор церковный. Утешитель, единосущный и сопрестольный Отцу и Сыну, слава Тебе».
«Через Святого Духа, – говорит святой Василий Великий, – происходит возвращение в рай, поднесение к небесному царству, привлечение усыновления. Через Него можем Бога называть Отцом, можем стать участниками благодати Иисуса Христа, называться детьми света, участвовать в вечном прославлении…» (О Святом Духе, гл. 15).
Святой Дух дал апостолам дар языков, дар понимания Священного Писания и дар мужества в проповеди и исповедании святой веры. «В день Пятидесятницы, – говорит Второй Ватиканский собор, – когда Он сошёл на учеников, чтобы пребыть с ними вовек, Церковь была открыто явлена множеству людей, началось распространение Евангелия среди народов через проповедь и, наконец, было предызображено единство народов в кафоличности веры через Новозаветную Церковь, которая глаголет на всех языках…» (Декрет о миссионерской деятельности Церкви «Ad gentes», 4).
Дары Святого Духа вправду большие и щедрые. О них святой апостол Павел говорит: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5, 22-23). Святой Дух сошел и на нас в таинстве миропомазания со своими дарами и помазал нас на Христовых воинов, а наше тело сделал своим храмом. Об этой великой истине напоминает нам Павел апостол и наставляет нас, чтобы мы так жили: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор 6, 19-20).
Информацию подготовил: отец Змицер Чарнель, CSsR.