Содержание
- Какие католические праздники 1 и 2 ноября в Беларуси
- Документы соборов о трех состояниях Церкви
- История дней
- Как католик может помочь усопшим
- Что Костел хочет донести верующим
- Нет времени читать статью – смотрите видео
- Расписание служб во время Октавы Всех Святых (деды) на кладбищах Минска и Гродно
- Статьи доктора богословия Скота Хана «О молитве за умерших» и «О заступничестве святых»
Когда праздник Всех Святых и день поминовения усопших у католиков
В ноябре католики римского обряда особым образом поминают родных и близких, покинувших этот мир, и молятся за умерших. В Римо-Католической Церкви этот месяц начинается 1 ноября Днем Всех Святых, когда Церковь чтит память всех небожителей. А день поминовения всех усопших верных, который отмечается 2 ноября, особым образом свидетельствует о вере в жизнь после смерти и воскресение мертвых.
Тайна общения святых
То, что два праздничных дня следуют друг за другом, не случайность. Этими праздниками Церковь подчёркивает общение небесной и земной Церкви. Второй Ватиканский Собор в Конституции «Свет народов» утверждает: «В ожидании, пока Господь придет во славе в сонме ангелов и по уничтожении смерти все Ему подчинится, одни из учеников продолжают свое земное паломничество, другие, завершив свою жизнь, еще проходят очищение, третьи, наконец, в славе созерцают Самого Триединого Бога, как Он есть». В документах соборов, а также у святых отцов часто говорится о трех состояниях Церкви: Церковь странствующая – те члены Церкви, которые находятся в земном паломничестве к Небесной Отчизне, Церковь страдающая – это покойные, очищение которых еще совершается, Церковь торжествующая – это покойные, которые достигли единения со Всевышним и пребывают в Его славе.
Но более того, существует связь между этими тремя состояниями, поскольку Церковь, по определению Павла, является мистическим Телом Христа, в котором «…единение живущих с теми, кто почил в мире с Христом, никак не прерывается; более того, по вере Церкви, еще и укрепляется уделением себе взаимно духовных благ» («Lumen Gentiun» 49). Мы, живя здесь, на земле, имеем братьев и сестер, которые, достигнув единения с Богом в Его славе, неустанно заботятся о нас перед Отцом, предлагая Ему свои заслуги, которые они приобрели на земле. Святые служат для нас примером в служении Создателю и людям, и общение с ними соединяет как всю Церковь, так и каждого из ее членов со Христом, а также помогает возрастать в братской любви.
Установление праздников
История дня Всех Святых
Поминание всех святых имеет свое начало в культе мучеников. В годовщину смерти, которая для христианина является днем рождения для неба, на могилах мучеников служили Евхаристию и читали описания мученичества. Во времена первых христиан сохранялась и передавалась память о тех, которые кровью подтвердили свою веру. Каждая из общин имела список своих мучеников. Постепенно в эти списки добавлялись имена не только мучеников, но других людей, отличившихся святой жизнью.
Истоки торжества Всех Святых восходят к IV веку. В Антиохии чтили память многих безымянных мучеников, которых упоминали в воскресенье после Сошествия Святого Духа. В Риме в VII веке Папа Бонифаций посвятил древний Пантеон и назвал его церковью в честь Богородицы и всех мучеников. Понтифик предписал привезти камни из катакомб христианских мучеников. Историки говорят, что тогда привезли 28 полных повозок. С годовщиной этих событий связывают римский праздник Всех Святых, который отмечали 13 мая. Во время торжества чествовали Марию и мучеников. Позже к ним присоединили «всех совершенных Справедливых».
Однако дата была выбрана не совсем удачно, потому что Рим, принимая множество пилигримов в начале весны, не был в состоянии их прокормить. Поэтому папа Григорий III в 731 году перенёс этот праздник на 1 ноября. Через сто лет папа Григорий IV подтвердил эту дату и этот день распорядился называть праздником всех мучеников и всех святых. Окончательно этот праздник утвердил папа Иоанн XI в 935 году.
Возникновение дня поминовения всех усопших верных
День поминовения усопших был установлен аббатом Одило Клюнийским в 998 году. В XIII веке он распространился на всю Западную Церковь. Со временем начали устраивать процессии на кладбище, где останавливались на четырёх стояниях и читали молитвы за умерших.
Что должен выполнить каждый католик во время Октавы Всех Святых (деды)
С первых времен христианства Церковь странствующая, то есть все христиане, с великим благоговением молились о тех, кто покинул этот мир. Посещая места захоронений и молясь за умерших, они выражали веру в воскресение мертвых и общение святых. По традиции в этот день по всему миру отправляются Мессы за усопших. Верующие посещают кладбища, где вместе со священниками осуществляют Процессии поминовения усопших. Люди молятся об умерших из духовенства: это папы, епископы, священники, диаконы, а также монахи и монахини; особенно поминают покойных родителей, родственников и благодетелей, а также всех погибших и жертв войн, преследований и катаклизмов. Тем, кто принял участие в Мессе и причастился, а также посетил место захоронения и помолился в намерении Папы, Церковь уделяет индульгенцию. Эта индульгенция жертвуется за кого-то из усопших. Наши молитвы за умерших могут не только помочь им, но и сделать успешным их заступничество за нас.
О чём хочет напомнить Костел
Католическая Церковь через эти праздники хочет донести верующим правду о том, что человеческая жизнь на земле преходяща и её смыслом является достижение святости и обретение вечного спасения. Церковь на примере святых показывает, что это возможно и должно стать целью жизни каждого католика. Также Костел призывает жертвовать молитву, пост и милостыню в намерении наших близких умерших, страдающих в чистилище за свои грехи, проявляя таким образом к ним свою любовь.
Веками 1 и 2 ноября являются днями тишины и размышления о жизни и смерти. Посещая могилы близких, постараемся об этом помнить. Отнесёмся с уважением к кладбищам и дадим себе время на молитву и личные воспоминания.
Информацию подготовили: отец Змицер Чарнель, CSsR, по материалам книги о. Ю. Катрій «Пізнай свій обряд»; и кс. Александр Семинский – викарий гродненского Фарного костела Святого Франциска Ксаверия.