Содержание
- Когда отмечается в католическом костеле
- Видео об истории, традициях и духовном смысле
- Первые попытки
- Развитие идеи общественного царствования Христа
- Обоснование папы Льва XIII
- Лекарство от Святого Отца Пия X
- Установление праздника
- Принятие Божьего Сына как Царя – почему это важно
- Проповедь о Святом Папе Римском Пие X
- Проповедь на торжество Христа Короля
Как определить дату праздника
Торжество Христа Царя отмечается в последнее воскресенье литургического года (в период с 20 по 26 ноября). В воскресенье, которое следует за праздником Христа Царя, начинается Адвент (Рождественский пост), первый период нового литургического года.
Торжество Христа Царя является торжеством «свежей» даты, однако его содержание такое древнее, как сама христианская вера, ведь слово Христос не является ничем иным, как греческим переводом слова Мессия: помазанник, царь. Иисус из Назарета, распятый «Сын плотника» настолько Царь, что Царским титулом стало Его имя. Называя самих себя христианами, определяем самих себя как людей царя, как людей, признающих в Нем Царя». (Йозеф Ратцингер)
Катехеза кс Павла Кнурека о празднике Христа Царя Вселенной
Напомнить людям о Царстве Сына Божьего
В 1861 году французский иезуит Генри Рамир, обеспокоенный историческими событиями, задекларировал необходимость повторной аффирмации (от латинского firmare – делать утверждение), что Христу было дано царствование над народами. Священник так писал: «Люди не могут быть отделены от обществ, которые предоставляют им необходимые условия, и так же личное царствование Христа не может быть отделено от (Его) царствования в целом обществе».
В 1870 г. началась широкая дискуссия на тему политического значения царствования Христа. Скристаллизовалось мнение, что Царство Христа могло бы реализоваться на земле, в то время как оно воспринималось в католически-демократической действительности, в которой есть видимая извечная связь между католицизмом и демократией, ведь в науке Христа есть такие ценности, как свобода, равенство, братство, которые признаются в современных обществах, установленных после революции. Сторонники этой мысли стремились, чтобы Папа, как видимый знак Церкви, был пунктом соотнесения для всего, что католическое, как Иисус Христос – проводник; Папа может и должен стать проводником современного мира, стремящегося достичь реализации демократического общества.
Третьим голосом в этой дискуссии было учение епископа Пуатье, Луиса Пие, что необходимо снова начать действия для триумфа Христа, Которому через участие Церкви принадлежит истинное и высшее царствование над человеческим обществом. Также он подчеркивал, что следует напомнить обществу XIX века, что над ним существует Царство высшее – Царство Иисуса Христа Царя.
Развитие идеи общественного царствования Христа
В 1866 году в Гранаде возникло движение, целью которого было научным и литературным способом защищать тезисы Божества и Царственности Христа. Его сторонники, назвавшие себя «Заинтересованные Христом Царем», провозглашали, что непорядок современного мира является результатом сатанинского сотрудничества между протестантами и либералами, подталкивающими всю Европу к катастрофе, и поэтому Церковь и ее верные должны объединиться в общественной и религиозной акции, чтобы вновь вернуть порядок, в котором наглядна высшая власть Христа через деятельность Церкви над всеми властями. Возник также новый фонд, целью которого была защита и распространение новой идеи как политического пророчества.
Энциклика «Annum Sacrum»
Энциклика папы Льва XIII от 25 мая 1899 года распознает глубокие связи между доктриной о царствовании Христа и культом Пресвятого Сердца Иисуса. Тема царского достоинства Христа представлена, используя Псалом 2: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею», – который отсылает к пророчеству Нафана из 2 Книги Царств (2 Цар 7, 13-14), указывающему, что Тот, Который есть Царь, был рожденный Отцом как Единородный Сын. Тот Сын, чтобы быть действительно Сыном Царя и чтобы господствовать над всеми, есть наследник всяческой власти. Энциклика цитирует Мф 28,18, где Иисус открывается ученикам как Господь, которому была дана власть – бесконечность царствования: «Дана мне всякая власть на небе и на земле».
Именно поэтому Его царствование есть наивысшее, неограниченное, не подлежащее ничьей воле и не имеющее равного, подобного себе. Папа после такого определения Иисуса как Царя, обладающего неограниченной властью, указал также источники и мотивы, почему Он так царствует. Это царствование Христа базируется на взаимной замене природы, вытекающей из Его вечного рождения, а также факта обретения Им права к человеческому роду из-за того, что Христос вырвал человечество из власти тьмы (Кол 1, 13). Христос, жертвуя Себя самого на искупление (Тим 2, 6), приобретает не только христиан, соединенных с Ним через святое Крещение, но всех и каждого в отдельности.
Лев XIII, наконец, цитирует св. Фому Аквинского, который отмечал, что «власть Христа распространяется на всех, хотя до сих пор еще не всё ей поддаётся». Власть и свое царствование Христос реализует через три измерения: правду, справедливость и любовь, которая является его основным атрибутом. Папское учение имело целью приготовить верных для посвящения себя Пресвятому Сердцу Христа как акту официального распознавания и признания всемогущей власти Христа над человеческим обществом.
Энциклика «E Supremi Apostolatus»
Пий X в 1889 году, когда мир праздновал столетие французской революции, возглавляя святую Мессу, признал высшую власть Христа над обществом, выражая это публичным актом.
В энциклике папа Пий X представил проблемы (болезни), которые стали для тогдашней Церкви конкретной видимой опасностью, а именно: создание обществ, направленных против Бога, укрывание (маскирование) грехов и греховности, проблема алкоголизма, извращение умов, преследование актов религиозности, борьба с догмами веры, уничтожение взаимоотношений человека с тем, что Божье, войны и распространяемый материализм. После представления и определения недугов общества Папа указал, что только через Иисуса Христа, глубоко принимая к сердцу Его учение, можно восстановить мир, идущий ложным путем.
Пий Х подал лекарство для блуждающего человеческого рода: необходимо распознать и признать Иисуса Христа, Его Царство и Его царствование, ведь только Он имеет мощь вернуть человечество единому и истинному Богу-Отцу. Энциклика является также непосредственным призывом к человечеству постоянно отдавать себя Христовому царствованию в различных проявлениях общественной жизни. Церковь же является элементом призывающим и инструментом, благодаря которому царствует Христос.
Место торжества в литургическом календаре
Праздник Христа Царя был установлен папой Пием XI 11 декабря 1925 года энцикликой «Quas Primas». В 1925 году в 1600 годовщину Никейского Собора содержание энциклики подчеркивает, что собственно отцы этого собора провозгласили, что Единородный Сын является единосущным с Отцом, и включили тайну Царства в Символ веры через формулировку «а Царству Его не будет конца», провозглашая таким образом царственность Христа.
Первоначально датой праздника было установлено последнее воскресенье октября. В 1969 г. в ходе реформы литургического календаря оно было передвинуто на последнее воскресенье перед началом Адвента. После собора торжество получило новое теологическое измерение: уже не политически-общественное, в котором Христос представляется в мире вместе со своей земной властью, а эсхатологически-духовное с новым местом в литургическом календаре. Смена места в календаре на последнее воскресенье литургического года, перед самим Рождественским постом, наводит на мысль, что царствование Иисуса Царя над землей наступит в момент Его Второго Пришествия.
Торжество после реформы ІІ Ватиканского собора
В документах Второго Ватиканского собора Царство Христово и Христос Царь были представлены в плюрализме их значений. В конституции «Lumen Gentium» подтверждается, что Христос был послан Отцом как Учитель, Царь и Священник всех (LG 13), а также, что Церковь, выполняя свою миссию, должна объединять в одно человеческую натуру с тем Царем, которому народы были даны в наследие (LG 13). Отцы собора, осознавая, что Царство Христа не есть из этого мира, указывают на Церковь как Его Царство, уже теперь присутствующее в таинстве (LG 3), которое из всемогущества Бога растет видимым образом в мире, а также как зародыш и зачаток этого Царства на земле (LG 5). Церковь получила миссию провозглашения и распространения Царства Христа и Бога среди всех народов (LG 5).
Принятие Христа как Царя Вселенной – фундамент, на котором базируется здоровое общество, родственные и межличностные связи. Только приняв Его царствование, можно осознать, что человек не собственник, а лишь управитель Божьих вещей.
Информацию подготовил: отец Змицер Чарнель, CSsR, по материалам www.christking.com.ua/istoriya-urochistosti-xrista-carya-vsesvitu/.