Определение и значение
Литургический год — замкнутый временной цикл, определяющий литургическую (а также во многом общественную и частную) религиозную жизнь христиан в течение года. Христова Церковь продолжает ветхозаветную традицию, в рамках которой соблюдались ежегодно повторявшиеся праздники и иные священные периоды времени для благодарного увековечения спасительных деяний Бога. Основной смысл христианского литургического года состоит в освящении повседневного течения исторического времени Церковью (прежде всего, ее богослужением) посредством раскрытия различных аспектов единой Пасхальной тайны Христа (поэтому вершиной и центром литургического года является Пасха). Христианский литургический календарь сочетает в себе принципы двух календарей — римского солнечного (реформированного в 46 году до нашей эры Юлием Цезарем и в 1582 году Папой Григорием XIII), и еврейского лунно-солнечного. Первому соответствуют дни неподвижного годового цикла, второму — подвижного.
Катехеза кс Павла Кнурека о литургическом годе
Происхождение христианского литургического года
Поскольку ранняя Церковь сформировалась преимущественно в русле иудеохристианской традиции, вначале во многом она использовала иудейский календарь, основу которого составляла семидневная неделя с особым празднованием — субботы как дня Господня, а также деление года на месяцы, четко соответствующие лунным месяцам и начинающиеся в новолуние.
Центр иудейского календаря составляет празднование Пасхи, в четырнадцатый день месяца нисана, в память о важнейшем событии ветхозаветной истории — избавлении Израиля от египетского рабства (Исх 12, 14-20). С Пасхой тесно связан праздник, отмечаемый ежегодно на пятидесятый день после Пасхи (отсюда его название Пятидесятница) в память о заключении завета между Богом и Его народом на горе Синай (Исх 24).
Для первых поколений христиан совпадение двух событий почитаемой ими священной истории (искупительной смерти и воскресения Христа и сошествия Святого Духа) с праздниками иудейского календаря (соответственно, Пасхи и Пятидесятницы) обусловило сохранение самих этих праздников с их названиями при наполнении их новым содержанием. Помимо этого, факт воскресения Христа «в первый день недели» позволил сделать этот день (воскресенье) еженедельным празднованием главного для христиан спасительного события, вначале дополнявшим собою ветхозаветную субботу как день Господень, а со временем заменившим ее.
Становление литургического года в христианском мире
Сведения о литургическом годе в доконстантиновскую эпоху (до IV ст.) позволяют предположить, что, помимо еженедельного празднования воскресного дня, число праздников было весьма невелико. Кроме Пасхи (включавшей в себя воспоминание предсмертных страданий, смерти и воскресения Христа) и Пятидесятницы, известно также о праздновании в Египте Богоявления (в январе) как дня Крещения Господня (первые сведения об этом относятся к рубежу ІІ-ІІІ веков).
Довольно рано появился пост перед Пасхой, однако известно, что во II веке он длился всего 2-3 дня и только к началу IV века увеличился до сорокадневного, получившего название Четыредесятницы, или, позже, Великого поста. Есть сведения о том, что основное предназначение этого периода состояло в подготовке катехуменов к таинству крещения, совершавшемуся в пасхальную ночь.
Помимо этого в отдельных регионах почитались как особые праздники дни кончины местных мучеников.
Со времени утверждения христианства в качестве официальной религии Римской империи литургический год, как и культ в целом, начал усложняться. Особым местом его развития стали крупные города, в первую очередь — Иерусалим, который превратился в важнейшее место паломничеств, а также Рим и Константинополь.
В эпоху раннего Средневековья во всем христианском мире литургический год фокусировался вокруг двух полюсов: тайны Боговоплощения и явления в мир Сына Божия и тайны искупительных страданий, смерти и воскресения Христа.
В V-VI веках стали отмечаться праздники Благовещения и Успения Пресвятой Богородицы. В это же время расширился и круг почитаемых в некоторых местных Церквях святых: к мученикам добавились исповедники, девы и аскеты; со временем их дополнили и другие подвижники, дни памяти которых включались в местные календари.
В VI-VIII веках число празднуемых в различных местных Церквях событий заметно увеличилось. К ним относятся события земной жизни Иисуса Христа (Обрезание Господне, Преображение Господне и другие) и Богородицы (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы), а также ветхозаветной, церковной и государственной (преимущественно византийской) истории; особое место принадлежит воспоминанию чудес и чудесных явлений.
К VШ веку вокруг многих праздников сложился комплекс подготавливающих и продолжающих их дней. Помимо постов, предваряющих отдельные праздники, перед некоторыми из них сформировался предпраздничный литургический период. Канун праздника стал называться навечерием (латинское vigilia). Само же празднование могло продолжаться несколько дней.
Восьмидневные празднования некоторых важных дней календаря получили ко времени зрелого Средневековья особое распространение на Западе, где стали называться октавой праздника.
Тогда же литургические празднования стали различаться по степени важности, а их ранги — отмечаться в некоторых богослужебных книгах.
Литургический год в латинском обряде после литургической реформы II Ватиканского собора
Еще в XIX веке необходимость реформы осознали некоторые литургисты, в том числе отец П. Геранже, который своими исследованиями и популяризаторской деятельностью пытался способствовать осмыслению верующими различных времен литургического года: его книга «Литургический год», переведенная на многие языки, послужила дальнейшему развитию исследований в этой области, а также оживлению литургической жизни в католических странах.
В начале XX века важным импульсом для дальнейших реформ явилась деятельность Папы Пия X, направленная на развитие литургического благочестия.
Первым радикальным шагом в деле реформирования литургического года стало решение Папы Пия XII в 1951 году восстановить в Западной Церкви торжественную службу навечерия Пасхи в пасхальную ночь.
В дальнейшем на II Ватиканском соборе был разработан целый ряд рекомендаций по реформированию литургического года (Sacrosanctum concilium, 102-111).
В 1969 году были выработаны Общие нормы для литургического года и общий Римский календарь, с 1970 года составляющие часть реформированного Римского Миссала.
Основную единицу литургического времени по-прежнему составляет литургический день, который освящается богослужением Церкви (прежде всего Евхаристией и Литургией часов). В недельном круге особое место принадлежит воскресному дню: каждое воскресенье является праздничным днем, посвященным Пасхальной тайне. Литургические празднования подразделяются на 3 ступени: торжество, праздник и память. Несмотря на заметное упрощение календаря, Пасха и Рождество Христово празднуются с октавой; сохранены также навечерия некоторых торжеств. Литургический день исчисляется от полуночи до полуночи, за исключением воскресных дней и торжеств, которые начинаются с первой вечерни накануне.
Годичный круг построен таким образом, что в нем выделяются четыре основных периода (так называемые литургические времена), посвященные двум важнейшим тайнам Христовым: явлению Христа в мир и Его искупительному подвигу. Первому посвящено Рождественское время, второму — Пасхальное. Каждому из этих двух периодов предшествует свой подготовительный период: это, соответственно, Адвент и Великий пост.
Литургический год начинается с первого воскресенья Рождественского поста (воскресенье, ближайшее к 30 ноября). Адвент, открывающийся первой вечерней этого литургического дня и заканчивающийся к вечеру 24 декабря, когда наступает Рождественский сочельник, представляет собой период подготовки к празднованию Рождества.
Рождественское время посвящено празднованию памяти пришествия в мир Спасителя, тайн Его детства и жизни вплоть до крещения, ознаменовавшего начало Его мессианского служения. Рождественское время начинается с торжества Рождества Христова и длится до праздника Крещения Господня включительно (воскресенье после 6 января). В этот период входят праздник Святого Семейства (первое воскресенье после Рождества), торжество Пресвятой Богородицы Марии (1 января) и торжество Богоявления (6 января).
Дата начала Великого поста варьируется в зависимости от даты Пасхи. Великий пост длится неполных 44 дня с Пепельной среды до начала вечерней мессы Великого четверга. С последнего воскресенья Великого поста (Вербное воскресенье) начинается Страстная неделя, посвященная воспоминанию Страстей Христа, начиная с Его мессианского входа в Иерусалим.
Вершиной годичного круга является Пасха. Дни, посвященные непосредственному воспоминанию искупительных страданий и воскресения Христа, от вечера Великого четверга, когда вспоминается Тайная вечеря, до дня Воскресения Христова включительно, называются Пасхальным триденствием; в свою очередь, их средоточием является навечерие Пасхи, совершаемое в Пасхальную ночь.
Входящие в Пасхальное триденствие последние дни Страстной недели занимают промежуточное положение между Великим постом и Пасхальным временем.
Пасхальное время, продолжающееся 50 дней от дня Воскресения Христова до Пятидесятницы, посвящено воспоминанию тайны воскресения Иисуса Христа. Особое значение придается первым восьми дням (каждый из которых имеет ранг торжества). На сороковой день после Пасхи празднуется торжество Вознесения Господня.
Каждое из названных основных литургических времен имеет собственные литургические особенности.
Все дни, не входящие в эти 4 периода, представляют собой Рядовое (или Обычное) время.
Рядовое время занимает неполные 33 или 34 недели. Оно длится от понедельника после праздника Крещения Господня до вторника накануне Пепельной среды и возобновляется в понедельник после Пятидесятницы, продолжаясь вплоть до наступления вечера накануне первого воскресенья Рождественского поста. Последнее воскресенье Рядового времени — торжество Христа — Царя Вселенной. Есть также ряд празднований, которые, находясь в пределах Рядового времени, остаются привязанными к пасхальному циклу: это торжества Пресвятой Троицы, Пресвятых Тела и Крови Христа, а также Пресвятого Сердца Иисуса.
Помимо этого, литургический год в календаре Римской Церкви содержит немалое количество других празднований.
Отдельным Церквям предоставлена довольно широкая свобода приспособления церковного календаря к местным особенностям по пастырским соображениям. Конференции епископов полномочны вносить на своей территории незначительные изменения в календарь. В отдельных Церквях и различных монашеских орденах и конгрегациях действуют «частные» календари, содержащие дни воспоминания собственных святых и достопамятных событий.
Богослужебные тексты Святой мессы каждого дня литургического года содержатся в Римском Миссале, библейские чтения — в Лекционарии, а тексты часовых служб — в книге Литургия часов.
Первая заповедь Церкви
Первая заповедь («Участвуй в Мессе и будь свободен от работы в воскресные дни и другие праздники») требует от верных освящения того дня, в который вспоминается Воскресение Христово, и особых литургических празднований в честь тайн Господа, Блаженной Девы Марии и святых, — в первую очередь, участием в совершении евхаристического служения, во время которого собирается христианская община, а также отдыхом от тех трудов и дел, которые могут помешать такому освящению этих дней. (Катехизис Католической Церкви, 2042).
Воскресное празднование Дня Господня и Евхаристии Господа находится в самом сердце церковной жизни. «Воскресенье, когда по апостольской традиции прославляется Пасхальная тайна, должно соблюдаться во всей Церкви как самый главный из предписанных праздников». «Таким же образом должны праздноваться дни Рождества Иисуса Христа, Богоявления, Вознесения, Пресвятого Тела и Крови Христа; день Пресвятой Богородицы Марии, Ее Непорочного Зачатия, Ее Взятия в небесную славу (Успения); дни св. Иосифа, свв. апостолов Петра и Павла, Всех Святых» (Кодекс канонического права, кан. 1246, § 1).
Предписанными праздниками, общими для всех восточных католических Церквей, кроме воскресений, являются дни Рождества Господа Нашего Иисуса Христа, Богоявления, Вознесения, Успения Пресвятой Богородицы Марии и день святых апостолов Петра и Павла (Кодекс канонов Восточных Церквей, кан. 880 § 3).
Заповедь Церкви определяет и уточняет Закон Господень: «В воскресенье и в другие дни предписанных праздников верные обязаны участвовать в Святой Мессе. Тот выполняет обязательство участия в Святой Мессе, кто участвует в ней там, где она совершается по католическому обряду или в самый день праздника, или накануне вечером» (Кодекс канонического права, кан. 1248, § 1).
Воскресная Евхаристия — основа и утверждение всей христианской жизни в вере. Поэтому верные обязаны участвовать в Евхаристии в дни предписанных праздников, если они не освобождены от этого обязательства по серьезной причине (например, болезнь или уход за грудным ребенком) или если их священник снял с них обязательство. Те, кто сознательно не выполняют этого обязательства, совершают тяжкий грех. (Катехизис Католической Церкви, 2181).
Информацию подготовил: отец Змицер Чарнель, CSsR.
Католическая энциклопедия о годе литургическом: http://ркэ.рус/page/1049
Картинки: www.katolik.life и http://nskcathedral.ru/wp-content/uploads/2010/11/muU7dkAKU24.jpg