Что означает «Сретение»
Праздник Господнего Сретения празднуем 2 февраля, на сороковой день после Рождества Христова. Этот праздник по-своему содержанию тесно связан с Христовым Рождеством, поскольку как в Рождестве, так и здесь Иисус при своем пожертвовании в святыне являет нам Свою божественность. От встречи Божьего Младенца и Его Пресвятой Матери с праведным Симеоном и сам праздник в Церкви называется Сретением.
Смотрите катехезу ксендза Павла Кнурека о празднике Матери Божьей Громничной
Евангельское событие
Праздник Сретения основывается на событии из жизни нашего Спасителя, которое записал святой евангелист Лука (2, 22-40). Закон Моисея предписывал, чтобы каждая женщина после рождения ребенка 40 дней не входила в храм, потому что в то время она считалась нечистой. Эти сорок дней назывались днями очищения. После окончания этих дней мать новорожденного ребенка приходила в храм и приносила жертву очищения. Богатая женщина жертвовала однолетнего агнца для всесожжения и молодого голубя или горлицу, а бедная должна была принести пару голубей или пару горлиц. Пречистая Дева Мария в смирении выполняет предписание закона и приносит в жертву двух горлиц.
Кроме того, над первородным мальчиком в 40 день происходил еще обряд пожертвования Богу и его искупления. Тот, кто должен был освятить и выкупить всех людей, позволяет, чтобы в первую очередь сам был посвящен Богу и выкуплен.
Отдельного внимания заслуживает также встреча божественного младенца и его Пречистой Матери с праведным Симеоном. Святой Лука говорит, что Симеон «был праведный и благочестивый и ожидал утешения Израилева, и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господа» (2, 25-26). По Божьему просвещению Симеон в Младенце Иисусе узнает Мессию, берет Его на свои руки и благодарит Господа Бога за милость, что его глаза увидели обещанного Спасителя. Старец Симеон предсказывает Пресвятой Богородицы ее будущую жертву и терпения ради Иисуса Христа.
Возникновения праздника на Востоке
Праздник Сретения Господня начали отмечать в Иерусалиме во второй половине IV в. Первое упоминание о нем подает паломница Этерия в своем дневнике, где называет его «40 днем после Богоявления». Его празднование описывает так: «Сороковой день после Богоявления празднуется действительно с наибольшей торжественностью. В этот день идет процессия в храм Воскресения, где все собираются на Литургию. Служится согласно предписанному порядку с наибольшей торжественностью, как на Пасху. Все священники проповедуют, и также епископ. Все они объясняют текст Евангелия, где говорится, что в 40 день Иосиф и Мария принесли Господа в храм».
С Иерусалима праздник распространился на весь Восток, но только в VI в. при императоре Юстиниане (527-565) он приобретает особое значение. Император Юстиниан приказал считать Сретение Господне большим праздником и праздновать его во всей империи.
Причинами торжественного празднования Сретения были два чрезвычайных происшествия. В конце 541 года в Константинополе и его окрестностях появилась моровая язва, от которой каждый день гибли тысячи людей. Так продолжалось три месяца. А до этого в Антиохии прошло большое землетрясение. Предание говорит, что в то время один праведник получил откровение от Бога, что несчастье, которое выпало на государство, отступит, когда будет установлено торжественное празднование Сретения Господня. В 542 году по приказу императора Юстиниана состоялось торжественное празднование праздника, и эпидемия отошла.
Установление праздника на Западе
С Востока праздник Сретения пришел в V в. в Рим, отсюда в VII в. – во Францию и Испанию, а в VIII в. – в Германию. Его установление на Западе одни приписывают папе Геласию († 496), а другие – папе Григорию Великому († 604). Обычай процессии со свечами на Сретение, наверное, ввели при папе Сергии (687-701). Этот обычай довольно быстро перешел из Рима в Иерусалим и иные города Палестины. Кирилл Скитопольський († 557) в своем Житии святого Феодосия Великого повествует о богатой женщине римского чиновника по имени Икалия, которая между Иерусалимом и Вифлеемом построила красивую церковь в честь Пресвятой Богородицы и там завела обычай отмечать праздник Сретения со свечами. Об этом обычае говорит также иерусалимский патриарх Софроний († к. 641) в своей проповеди на праздник Сретения. Свет свечей – чудесный символ истинного Божьего света, которым является Сам Господь наш Иисус Христос.
Обычай освящения свечей
Ношение свечей в процессии на Сретение еще раньше было в практике в Александрии. Кирилл Александрийский († 444) в своей проповеди о принесении Младенца Иисуса в храм вспоминает о ношении свечей в этот день в Александрии. О такой же практике в Анкире говорит Феодот Анкирский († κ. 446). Обычай благословлять свечи на Сретение появился только после X века. Первый раз упоминает о нем Римско-германский служебнике XII в.
Современное состояние праздника
Праздник Сретения на Западе первоначально праздновался как Господский, и только значительно позже стал считаться Богородичным и называться Очищение Пречистой Девы Марии, или Пожертвование Иисуса в святыни. Новые предписания латинской Церкви со Второго Ватиканского собора вновь поставили Сретение среди Господских праздников.
В Восточной Церкви Сретения относится к Богородичным праздникам и местами имеет также название Сретения Пресвятой Богородицы. Этот праздник имеет один день пред- и семь дней постпразденства. На следующий день после Сретения Восточная Церковь празднует память праведных Симеона и Анны.
Информацию подготовил: отец Змицер Чарнель, CSsR.