Как определить, какого числа празднуется
Торжество Вознесения Господня всегда приходится в четверг на сороковой день после Воскресения Христова. Это один из великих Господских праздников. Церковь обязывает католиков всех обрядов в этот день участвовать в богослужении «там, где оно совершается по католическому обряду или в самый день праздника, или накануне вечером».
Праздничный день возвеличивает событие Вознесения Христова на небо и подчеркивает его значение для Помазанника и для нас. Святой Иоанн Златоустный в своей проповеди на Вознесение говорит: «Сегодня человеческий род совершенно примирен с Богом. Исчезла древняя борьба и вражда. Мы, которые были недостойны жить даже на земле, вознесены на небо. Сегодня становимся наследниками небесного царства, мы, не стоящие и земного, восходим на небо и наследуем престол Царя и Господа. А человеческая природа, от которой херувим защищал рай, возвышена теперь выше всякого херувима».
Смотрите катехезу ксендза Павла Кнурека о празднике Вознесение Иисуса Христа
События из жизни Спасителя и апостолов
Согласно текстам Нового Завета, Вознесение Господне – день, когда Иисус Христос вознесся на Небо и сел «одесную Отца». Сын Божий явился своим ученикам в Иерусалиме и велел ждать пришествия Святого Духа. Он поднялся с учениками на гору Елеонскую, где последний раз благословил их и вознесся на небо.
В Священном Писании рассказывается, что на конец Иисус Христос сказал своим ученикам: «Мир вам!» – а затем дал последнее наставление: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их хранить все то, что Я повелел вам, и Я с вами во все дни до скончания века».
Свидетелями вознесения Мессии были Богородица и апостолы, о чем подробно рассказывается в Евангелиях от Марка и Луки и в Деяниях Святых Апостолов. О вознесении Иисуса Христа на небо евангелист Марк пишет: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк 16, 15-19).
Духовный смысл торжества
Вознесение Господа на небо означает полноту нашего спасения: искупление свершилось, когда Распятый и Воскресший Христос, вознесшийся как вечный Первосвященник, вошел со Своей кровью в небесное святилище (Евр 9, 12. 24-26). И ныне Христос, сидящий на престоле с Отцом, всегда заступается за нас, чтобы спасти тех, которые через Него приходят к Богу. Нам же надо всегда помнить, что настоящая жизнь наша есть на небесах со Христом (Флп 3, 20), согласно обетованию: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин 14, 2-3), потому что «если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим 2, 11-12).
Вознесением Своим Агнец Божий соединил небо и землю, мистическое тело Его – Церковь – находится на земле, но голова его – Христос – уже царит в небе. То, что Иисус воссел одесную Отца, означает пришествие Царства Мессии, осуществление видения пророка Даниила о Сыне Человеческом: «И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан 7, 14). С этих пор апостолы стали свидетелями «царства», которое «не разрушится никогда». И это свидетельство стало возможным, потому что в Себе Самом Иисус вознес человеческую природу на небо и тем подготовил человека к принятию Духа.
На земле же с вознесением Господа и в ожидании Его второго пришествия в славе завершается время «видения» и начинается время веры. «То, что есть в Спасителе нашем, ныне пребывает в таинствах» (св. Лев Великий, Слово 2 о Вознесении). Вознесенный на небо и прославленный Иисус, который исполнил Свою миссию до конца, остается на земле в Своей Церкви, которая является «зародышем и началом Царства Христова на земле» (Lumen Gentium 3, 5). Основав Церковь, Он дальнейшее ее устройство поручил апостолам при содействии Св. Духа, которого они должны были получить в великий день Святой Пятидесятницы.
История праздника
В источниках трех первых столетий ничего не сказано об этом торжестве. Не упоминает о нем и писатель Ориген († к. 251), который перечисляет христианские праздники в восьмой книге своего сочинения «Против Цельсия». Исследователи считают, что в первых трех веках этот праздничный день отмечали вместе с торжеством Сошествия Святого Духа. Сильвия Аквитанская не называет этот праздник Вознесением, а только «сороковым днем после Пасхи».
В IV веке торжество Вознесения Господня становится общепризнанным. Историк Сократ († к. 440) называет его «всенародным праздником» (История Церкви, 7, 26).
Как отмечать торжество
Праздничный день Вознесения возвеличили своими проповедями святые Иоанн Златоустный, Григорий Нисский, Епифаний Кипрский, Лев Великий и другие. В IV веке царица Елена возвела храм в честь этого праздника на месте Христова Вознесения.
Дух богослужений этого торжества бодрый и радостный. Святая Церковь радуется славе Христа Богочеловека, Который воссел одесную Отца. Он вознесся на небо, чтобы послать нам Утешителя – Святого Духа – и чтобы, как Он Сам говорит, «приготовить нам место» (Ин 14, 2). «Господь вознесся на небо, чтобы послать Утешителя миру. Небо приготовило престол Его, а облака – вознесение Его. Ангелы изумляются, видя мужа выше себя. Отец ожидает Того, Которого от веков держит в Своем чреве. А Святой Дух говорит всем ангелам Его: «Поднимите, князья, врата ваши, все народы, хлопайте руками, потому что восшел Христос туда, где был прежде».
Информацию подготовил: отец Змицер Чарнель, CSsR.