Искушаемые, испытуемые, но победоносные
После того, как Иисус принял крещение в реке Иордан, где Дух Святой сошёл на Него с силой, а Отец промолвил к Нему с властью, тот же Дух Святой тотчас же вывел Его в пустыню, и после сорока дней и сорока ночей поста и молитвы Его искушал дьявол, испытывал Отец, и Иисус одержал полную победу (Мф 2,1.2; Мк 1,9-13; Лк 4,1.2.13).
Также для нас ежегодный сорокадневный период Великого Поста служит тому, чтобы мы вспомнили и заново пережили пустынный опыт Иисуса посредством так называемых великопостных практик и вышли с победой из всякого рода искушений и испытаний, как мы молимся в Господней молитве: «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».
Пост
Пост (основная или главная великопостная практика) заключается, во-первых, в воздержании не только от еды, но и (в нашем современном контексте) от излишеств и даже так называемых предметов первой необходимости, которые зачастую могут даже ввести нас в искушение – как телевизор и интернет, например. Во-вторых, пост не является целью сам в себе, а призван помочь нам избавиться от вполне законных, в общем-то, желаний, поскольку – как призывает нас известная песня – «Я хочу больше Иисуса, поэтому отдам Ему больше себя». В-третьих, пост необходим не только для личного очищения, но и для более эффективной молитвы и более успешного проповеднического служения (Мк 9,29; Деян 13,1-3).
В феврале 1977 года меня пригласили провести реколлекции для священников в «Центре лучшей жизни» (Better Life Centre) в Алуре, в южноиндийском штате Керала. У меня не было времени переодеться в сутану после долгого путешествия на поезде, поэтому я чувствовал себя довольно неловко во время своего первого выступления перед досточтимыми священниками, которые были одеты в длинные священнические облачения, а многие из них даже носили длинные седые бороды. Я ещё больше разволновался, когда узнал, что это были не рядовые реколлекции для священников, а особые, на которые допускались лишь проповедники штата Керала.
В ответ на мой вопрос в конце первой части реколлекции, нет ли у них каких-либо замечаний касательно того, о чём я им говорил, один из участников встал, холодно на меня посмотрел и сказал: «От имени моих братьев-священников я хочу вам сказать, что ничего из сказанного вами не произвело на нас никакого впечатления». «Да уж, неплохое начало реколлекций», – подумал я и ответил, что приехал не для того, чтобы произвести на кого-то впечатление, а лишь чтобы поделиться тем, что добрый Бог сделал в моей жизни и священническом служении.
Я осознал, что результат этих реколлекций с их особыми участниками будет зависеть от их принятия Харизматического обновления, которое, я твёрдо в этом уверен, является, по словам Папы Павла VI, даром Святого Духа и шансом для Церкви. Но я не знал, что мне делать. И вдруг вспомнил, что первый день реколлекций приходился на Пепельную среду, официальный день поста в Церкви. Поэтому в тот день я лишь пил чай или суп, и я решил продолжить жидкий пост до конца этих пятидневных реколлекций. Результат превзошёл все мои ожидания, потому что последняя сессия стала временем искренней, спонтанной радости, что является знаком глубокого преображения, которое Святой Дух совершил в каждом из них. Большинство из этих участников стали известными проповедниками, которые до сих пор проводят харизматические реколлекции. Так как же мне не верить, что это чудо произошло благодаря подражанию нашему Господу в посте, по крайней мере в воздержании от твёрдой пищи?
Божье Слово
«Не хлебом единым жив человек». Точно так же, как во время Своего сорокадневного пребывания в пустыни Иисус внимательно слушал Своего Отца, Который так ясно промолвил к Нему у реки Иордан, так и для нас сорок дней Великого поста должны быть драгоценным временем чтения и слушания Божьего Слова (Мк 1,11; Лк 3,22). С одной стороны, Конституция «Dei Verbum», документ Второго Ватиканского собора о Божественном Откровении, побуждает нас слушать Божье Слово в своём сердце, прежде чем мы станем проповедниками этого Слова для других (см. DV 25). Вот что написал мне один известный приходской священник из Мумбая: «Поздравляю Вас с пятидесятилетним, золотым юбилеем священнической жизни. Бог использовал Вас с силой для Своего Царствия… жизни так многих людей были преображены благодаря Вашему служению им. Не помню, рассказывал ли я Вам… но много лет тому назад Вы проводили великопостные миссии в моём приходе, когда я был ещё подростком. Сейчас я уже не помню, что Вы тогда сказали, но я знаю, что произошло со мной в последний день миссий. Я пошёл домой и стал читать Священное Писание, как никогда раньше, порой до 3 ночи, и за несколько дней прочитал всю Библию (оба Завета) – а читаю я медленно. Спустя четыре месяца я поступил в новициат. С того времени я никогда не расстаюсь с Библией».
С другой стороны, как говорит апостол Иаков, недостаточно только слышать Слово, мы должны также подчиняться ему и исполнять его в практике жизни (см. Иак 1,22). Одна выдающаяся писательница из бывшей коммунистической европейской страны написала мне в своём поздравительном письме по случаю моего золотого юбилея священства: «В этом году исполняется также восьмая годовщина моего обращения и Крещения Духом Святым вовремя реколлекций, которые Вы проводили в моей стране в 1999 году. Моя жизнь изменилась в ту самую минуту, как я прибыла на эти реколлекции, что привело меня обратно к Богу и вернуло Иисуса в моё сердце. Я могла бы исписать много страниц, рассказывая о тех чудесах, которые случились со мной тогда и не перестают происходить в моей жизни с того времени. Я сразу же перестала курить (хотя до этого выкуривала две пачки в день) и с тех пор стала каждый день участвовать в Святой Мессе. Я влюблена в Божье Слово, и моя семейная жизнь полностью изменилась к лучшему. Многие мои близкие и дальние родственники приняли таинство Крещения, и мы с нетерпением ждём, когда это сделают остальные. Я очень люблю Церковь, которую Господь дал нам, и Вы помогли мне осознать это».
Молитва
Молитва, конечно же, является сердцем Великого Поста, ибо после того, как мы опустошим себя посредством воздержания от земного хлеба и наполнимся хлебом Божьего Слова, мы можем приступить к ежедневному единению с Богом, выраженному в прославлении и благодарении, в поклонении и созерцании. Как радостно видеть, когда даже обычные миряне, а прежде всего наши молодые люди, принимают участие в пятидневных харизматических реколлекциях в полной молитвенной тишине. Я проводил реколлекции для двухсот студентов в Тенли, индийский штат Андхра-Прадеш, во время Великого поста, и был приятно поражён, когда они все, как один, пришли попросить разрешения провести всю ночь накануне крещения Святым Духом в тихой молитве в часовне. Подобным образом, сёстры монастыря Гора Марии в пригороде Мумбая настаивали на том, чтобы провести последнюю ночь реколлекций на молитве в часовне в полной тишине. Точно так же священники во время первых харизматических реколлекций в семинарии в Альвае (Керала) в декабре 1976 года провели всю ночь в тихом созерцании перед Святыми Дарами.
Но наибольшее впечатление молитвенной тишиной участников на меня произвели реколлекции, которые я проводил четыре года тому назад для более чем тридцати епископов Уганды вместе с их Папским нунцием. Поскольку они были пожилыми и духовно зрелыми епископами, а один из них был даже моим бывшим одноклассником, с которым мы вместе были рукоположены в Риме, я ожидал, что они будут разговаривать друг с другом, когда заблагорассудится. Но я должен сказать, что никогда не видел реколлекций с такой полной молитвенной тишиной, как тогда. Не было ни шёпота, ни даже кивков головы в адрес друг друга. Я их просил молиться за и над друг другом об обновлении их священнической и епископской харизмы, а сам предпочёл тихо оставаться в стороне. Их молитва была такой усиленной, что лились реки слёз на землю и потоки благословений с небес.
Милостыня
Милостыня – это конечная практика Великого Поста. Ибо после того, как я отдам из себя и приму в себя с небес, теперь я даю от себя другим. Но я бы хотел говорить о милостыни не просто в узком смысле передачи еды и денег бедным, но в более широком смысле передачи и того, что более важное и в чём они больше нуждаются: моего времени и доступности, моего удобства и сострадания, моей молитвы об исцелении и освобождении – нуждающимся, больным, обременённым и одиноким.
Священник-салезианин (в чьём приходе я недавно провёл великопостные миссии) пришёл со своей матерью попросить о молитве за брата, переживавшего серьёзные психические проблемы. Он писал докторскую работу в области ядерной физики в США, но оказался втянут в одно из новых религиозных движений или, скорее, в один из скандально известных сатанистических культов. С него начали вытягивать деньги на так называемые курсы саморазвития и даже стали вмешиваться в его личную жизнь до такой степени, что в день его бракосочетания с девушкой, которую они не одобряли, избили его. Свадьбу отложили, и он вернулся в Мумбай совершенно разбитый. Два года он проходил психиатрическое лечение, а в последние два месяца закрылся в своей комнате, не мылся, не стирал одежду, не стригся и не подстригал ногтей.
Когда я пришёл к нему домой, чтобы помолиться над ним, он отказался открыть дверь своей спальни, поэтому я помолился перед иконой Пресвятого Сердца Иисуса в гостиной. Когда я уходил, минуя его закрытую дверь, женщина, сопровождавшая меня, эксперт по новым религиозным движениям и особенно по этому конкретному культу, предложила, чтобы я помолился об освобождении для него, но перед закрытой дверью, поскольку в моей книге она прочла, что именно так я однажды поступил в похожей ситуации. Должен сказать, мне немного не понравилось, что мне указывают, что делать, и я просто сделал крестное знамение (три раза – как она мне напомнила) без особой веры. Но моя спутница ещё раз настояла, чтобы я помолился об освобождении от духа основателя этого культа, назвав его имя. Я ничего не знал об этом культе и его основателе, поэтому помолился с тем большей неохотой.
На следующее утро позвонила мать того молодого человека и рассказала, что в то утро её сын принял ванну, постирал одежду, постриг волосы и ногти. Затем он впервые за два года вышел на террасу и позавтракал вместе с семьёй. Но затем он обошёл весь дом, будто в поисках чего-то. Когда его спросили, что он ищет, он ответил, что не может найти (и назвал имя основателя культа). «Ну куда же он ушёл?» – недоумевал он. С тех пор он стал нормальным человеком и в течение недели устроился на хорошую работу. Таким образом, великопостная практика милостыни означает то, что Иисус говорит: «Как я возлюбил вас, сначала говоря с вами и пригласив вас, чтобы вы говорили со Мной, так теперь вы должны любить друг друга, сначала произнося слова утешения и исцеления друг другу».
Автор: отец Руфус Перейра (1933-2012), известный экзорцист, реколлекционист, проповедник, доктор богословия из Индии.
Перевод с английского языка.