Имя Марии почитается в Церкви особым образом, поскольку оно принадлежит Матери Божией, Царице неба и земли, Матери милосердия.
Катехеза кс Павла Кнурека о празднике Святейшего Имени Марии
Библейские события
В соответствии с требованиями Моисеева Закона, через пятнадцать дней после рождения ребёнка женского пола происходил обряд его наречения (Лев 12,5). Согласно преданию, Иоахим и Анна выбрали для своей дочери по явственному Божьему указанию имя Мария. Его звучание и значение изменялось в разные времена. Впервые встречается в Книге Исхода. Его носила сестра Моисея (Исх 6,20; Числ 26,59 и т.д.). Во времена Иисуса это имя было очень популярно. Евангелия и апостольские послания приводят, кроме Матери Христа, четыре Марии: Марию Клеопову (Мф 27,55-56; Мк 15,40; Ин 19,25), Марию Магдалину (Лк 9,2-3; 23,49.50), Марию, мать св. Марка евангелиста (Деян 12,12; 12,25) и Марию, сестру Лазаря (Ин 11,1-2; Лк 10,38). Произносили его по-разному: Мириам, Мариам, Мария, Мариамна, Мариама и т.п. У имени также несколько десятков значений. Чаще всего приводится «Мой Господь велик».
Особое почитание Богородицы
Марию называем нашей Матерью; она – согласно воле Христа, выраженной на кресте – Мать всей Церкви. После Взятия её в Небесную Славу была превознесена Господом как Царица неба и земли. Мария является нашей Помощницей и Посредницей, единым прибежищем грешников. На протяжении веков истории Церкви возникли сотни разных титулов (перечисляемых, например, в Лоретанской литании или более древней прекрасной Доминиканской литании, а также в древнем греческом гимне Акафисте). С помощью этих определений верующие взывают к заступничеству и ходатайству Мадонны.
Очень многие святые отличались особым почитанием Имени Марии, многократно произнося с величайшей радостью и сердечностью, например, Пётр Хризолог (+450), св. Бернард (+1153), св. Антонин Флорентийский (+1459), св. Гиацинта Марескотти (+1640), св. Франциск из Паоло (+1507), св. Альфонс Лигуори (+1787).
Установление дня памяти
Сегодняшнее воспоминание является одним из многих литургических богородичных праздников, которые параллельны Христовым праздникам. Как Церковь отмечает рождение Христа (25 декабря) и Его Пресвятое Имя (3 января), подобным образом празднует эти же самые тайны из жизни Марии (соответственно 8 и 12 сентября). Праздник в честь Имени Марии возник в начале XVI в. в Куэнке (Испания) и отмечался 15 сентября, в октаве праздника Рождества Богородицы. Со временем распространился на территорию всей Испании. После победы короля Яна III Собеского над Турками в битве под Веной в 1683 г. Иннокентий XI распространил этот праздничный день на всю Церковь и назначил на воскресенье после праздника Рождества Марии. Последующие реформы календаря и литургических предписаний перенесли его на 12 сентября, когда Римский мартиролог чтит память венской победы. Декретом Конгрегации Божьего культа и дисциплины таинств от 2001 года праздник был внесён в Римский календарь (общий) в ранге факультативной памяти.
Источник: www.brewiarz.pl