Содержание
- Что означает «успение»
- Видео об истории, традициях и духовном смысле
- Раннехристианские предания о взятии Богоматери с телом и душой на небо
- Литургический культ Приснодевы
- Возникновение торжества, какого числа празднуется
- Как католикам следует отмечать праздник Успение
- Проповедь на торжественный день
- Костел бернардинцев в Будславе
Чудесное Успение Девы Марии
День смерти Пресвятой Богородицы называется в Церкви Успением, поскольку ее тело после смерти не истлело, но вместе с душой было взято в небо. Нет исторических данных, как долго Божья Матерь еще находилась на земле после Христова Вознесения, ни когда, где и как она умерла, об этом Святое Евангелие ничего не упоминает. Основу праздника Успения творят священная традиция Церкви от апостольских времен, апокрифические книги, постоянная вера Церкви и единобразное мнение святых Отцов и Учителей Церкви первого тысячелетия христианства.
Катехеза кс Павла Кнурека о празднике Успения Богородицы
Предания о Взятии Девы Марии в Небесную славу
Древнейшее записанное предание, которое говорит о смерти Пресвятой Богородицы, находится в произведении, которое в Западной Церкви известно как «Переход Святой Марии», а на Востоке это самое произведение называется «Святого Иоанна Богослова слово на Успение Святой Богородицы». Автор этого произведения неизвестен. Одни историки полагают, что это произведение походит с конца второго или начала третьего столетия, а другие – с конца шестого века.
Из этого произведения мы узнаем о святом и чудесном Успении Пресвятой Богоматери. Вот его краткая история:
«Три дня перед смертью явился Пречистой Деве Марии архангел Гавриил и возвестил от ее Сына Иисуса Христа время ее перехода к вечности. На день ее смерти чудесным образом собрались в Иерусалиме апостолы, хотя они были рассеяны по разным краям мира. Не было только апостола Фомы. Богородица выразила желание, что хочет быть похоронена в Гефсимании возле своих родителей и своего Обручника Иосифа. Сам Христос в сопровождении ангелов и святых пришел по душу своей Пресвятой Матери. Апостолы при пении благоговейных гимнов на своих плечах занесли ее тело в гробницу и три дня от нее не отходили. На третий день издалека пришел апостол Фома и очень хотел еще раз взглянуть на Пресвятую Богородицу. Когда могилу открыли, то ее тела там уже не было, а только погребальные ризы. Теперь все поняли, что она воскресла и с телом и душой взята на небо».
Есть свидетельства, что с начала VI в. в храме Успения в Гефсимании была могила Мадонны, поэтому церковь на Сионе стали считать местом ее Успения. Однако сегодня историки не знают о месте смерти Приснодевы, и где находится ее могила. Одни доказывают, что Небесная Царица умерла в Иерусалиме, другие же утверждают – в Эфесе, куда якобы ее взял с собой святой евангелист Иоанн Богослов. В Эфесе еще сегодня показывают дом, где, согласно традиции, находилась Божия Матерь.
Почитание Мадонны
Литургический культ Пресвятой Богородицы начинается после Эфесского Собора 431 года, который определил догму о ее Богоматеринстве. В творениях святых Отцов до четвертого века ничего нет о Успении Приснодевы. Святой Епифаний Кипрский († 403) пишет: «Пусть исследуют Святое Писание и не найдут там свидетельства ни о смерти Марии, ни о том, что она умерла или не умерла; ни о том, что она похоронена или не похоронена. И когда Иоанн перешел в Азию, то также нигде не говорится, взял ли он с собой святую Деву».
Только после IV века церковные писатели начинают на основе предания писать о последних минутах жизни Пресвятой Богородицы. На Западе пишет об этом святой Григорий из Тур († 594), а на Востоке – иерусалимский патриарх Модест († 634), от которого имеется первая проповедь о Успении, святой Андрей Критский († 712) и святой Иоанн Дамаскин († 749). Два последних святых Отца оставили по три проповеди о Успении.
В конце VII и начале VIII в. церковные писатели начинают обращать внимание не только на ее чудесное Успение, но и на вознесение Девы Марии на небо с телом и душой. Наиболее интересное вещественное доказательство о Успении подает святой Иоанн Дамаскин. В своей второй проповеди на Успение, ссылаясь на неизвестную для нас Историю Евфимия, говорит, что Пульхерия, жена императора Маркиана (450-457), построила церковь в честь Пресвятой Богоматери во Влахерне, пригороде Константинополя, и хотела там положить тело Богородицы. В связи с этим она обратилась к иерусалимскому патриарху Ювеналию († 458), который тогда как раз был на Халкедонском Соборе (451). Тот рассказал ей предание о том, что после того, как открыли гроб для апостола Фомы, то не нашли тела Божией Матери. Вместо тела патриарх прислал Пульхерии погребальную ризу Пресвятой Богородицы. Последним автором на Востоке, который собрал все о Успении, был византийский церковный писатель Никифор Каллист Ксантопул († 1335).
Святой Иоанн Дамаскин верит в то, что Мадонна с телом и душой была взята на небо. В одной из своих проповедей на Успение он говорит: «Полагалось, чтобы Тот, Кто сохранил ее Девство при своем Рождестве, сохранил и ее тело нетленным после смерти. Полагалось, чтобы та, которая в своих объятиях носила Творца как Дитя, пребывала в небесных чертогах. Полагалось, чтобы та, что видела своего Сына на кресте и которой сердце пронзил тогда меч болей, которых она не понесла при Рождестве, смотрела на Него, как Он сидит с Отцом. Полагалось, чтобы Богородица имела то, что принадлежит ее Сыну, и чтобы все создание почитало ее как Матерь и как Рабу Бога».
Установление торжества
Успение принадлежит к древнейшим Богородичным праздникам. Его начали отмечать в Иерусалиме сразу после Собора в Эфесе. Сначала празднование памяти Успения под влиянием Эфесского Собора акцентировало внимание скорее на привилегии ее Богоматеринства и поэтому называлось «Праздник Марии-Богоматери».
В одной из хвалебных бесед в честь преподобного Феодосия Великого († 529) говорится, что палестинские монахи ежегодно с большим торжеством отмечали 15 августа «Память Богоматери», то есть память ее Успения. В Сирии в V в. этот праздничный день назывался «Память Блаженной».
В VI веке это торжество получает свое нынешнее название – Успение Пресвятой Богородицы. В первых веках не все Церкви Востока отмечали Успение в одно время. Александрийский патриарх Феодосий († 567) приписал праздновать Успение 6 января, а праздник ее Внебовзятия 9 августа. Эфиопская Церковь и сегодня отмечает Успение тела нашей Чистой, Святой, Славной Богородицы Девы Марии 6 января, а 9 августа – Вознесение тела нашей Девы Марии, Богородицы на небо. Армяне празднуют Успение в воскресенье между 12 и 18 августа. Другие Церкви отмечали его 18 августа.
Император Маврикий (582-602) распространил торжество Успения по всему византийскому государству и приказал праздновать его 15 августа, потому что в тот день он получил светлую победу над персами.
На Западе праздник Успения под влиянием Востока появился несколько позже. Его приняли в Риме при Папе Сергии I (687-701), а из Рима он перешел в иные страны Европы. Как на Востоке, так и здесь разные Церкви отмечали его в разное время. Рим, следуя за Востоком, праздновал Успение 15 августа, Франция – 18 января, Испания после Собора в Толедо 656 года – 18 декабря. В римском Месяцеслове VII в., который приписывают святому Иерониму, о 18 января сказано: «Смерть Пречистой Девы Марии», а 14 августа: «Внебовзятие». Однако в римском календаре с VIII века имеется уже только один праздник – Успение 15 августа.
В Западной Церкви, начиная с Первого Ватиканского Собора (1869-1870), все больше старались общую веру Церкви в чудесное Успение и Внебовзятие Пресвятой Богородицы провозгласить догмой святой веры. Эту задачу взял на себя Папа Пий XII († 1958). Он, обобщив мнение всех епископов Католической Церкви своей Апостольской Конституцией «Всемилостивый Бог», 1 ноября 1950 г. всему миру торжественно провозгласил: «Властью Господа нашего Иисуса Христа, святых апостолов Петра и Павла и нашим собственным авторитетом провозглашаем, заявляем и определяем как Богом объявленную правду, что Непорочная Богородица, Приснодева Мария, исполнив бег своей земной жизни, была взята с телом и душой в небесную славу».
Как католикам участвовать в торжествах
Праздник Успения Пресвятой Богородицы является предписанным праздником для католиков всех обрядов, в который верные обязаны участвовать в Святой Мессе «там, где она совершается по католическому обряду или в самый день праздника, или накануне вечером» (Кодекс канонического права, кан. 1248, § 1). «Те, кто сознательно не выполняют этого обязательства, совершают тяжкий грех» (Катехизис Католической Церкви, 2181).
Информацию подготовил: отец Змицер Чарнель, CSsR, по материалам книги о. Ю. Катрій «Пізнай свій обряд».