Содержание
- Видео об истории, традициях и духовном смысле
- Установление дня
- Значение мессы Хризмы
- Начало Пасхального триденствия
- Обычаи и ритуалы вечерней литургии
- Конференция кс. Юрию Жегарина о важности и значении Святой Мессы
- Что происходит на алтаре во время службы — узнаешь из статьи
- Реколлекции на тему «Евхаристия в моей жизни»
Катехеза кс Павла Кнурека о Великом четверге
История дня
Уже в V веке в Александрии епископ в Великий четверг освящал миро, необходимое для таинств крещения и миропомазания (связываемое с евангельским эпизодом помазания Иисуса в преддверии Страстей — Мф 26, 6-13). В V-VI веках этот обычай установился в Галлии, а в VI-VII веках благословение мира и других видов елея было включено в литургию Великого четверга и в Риме, где стало торжественным обрядом: Папа совершал его, окруженный многими священниками и диаконами. Благословение елея заняло центральное положение в единственной мессе Великого четверга, оставив на втором плане ее первоначальный смысл воспоминания Тайной вечери.
Суть мессы Хризмы
Это было исправлено установлением в 1965 году в латинском обряде отдельной утренней службы Великого четверга — мессы освящения елея (которая по практическим соображениям может служиться с понедельника по среду Страстной недели). На ней епископ в сослужении со священниками, представляющими всю епархию, освящает различные виды елея (елей для таинства елеосвящения — обычно перед завершением евхаристической молитвы, миро и елей для крещения — после причащения), и происходит обновление священнических обетов. Месса напоминает об установлении таинства священства и подчеркивает единство духовенства епархии во главе с епископом.
Воспоминание Тайной вечери
Вечерняя месса Великого четверга — воспоминание установления Евхаристии — открывает Пасхальное триденствие. В Средние века эта месса (единственная месса Великого четверга) в приходах переместилась на утро, но с 1956 года вновь совершается в вечернее время. С древних времен верным рекомендуется причащаться на этой литургии.
Литургические особенности

В память омовения Иисусом ног ученикам на Тайной вечере (Ин 13, 1-15) с VII века (первоначально в Испании) утвердился обычай литургического омовения епископом или аббатом ног двенадцати верным на мессе Великого четверга; с XII века обычай омовения Папой ног беднякам существовал и в Риме. С 1956 года этот обряд совершается не только в епископских и аббатских храмах, но и во всех церковных общинах.
На литургии Великого четверга освящают большое количество запасных даров, чтобы их хватило на Страстную пятницу, когда месса не служится. С XI века эти дары уносятся не в ризницу, а в одну из часовен храма для поклонения им после богослужения. Этот перенос даров, символизирующий заключение Христа в темницу, осуществляется во время торжественной процессии в конце мессы. Затем с алтаря убираются подсвечники, кресты и покрывало. Этот обычай, упоминающийся еще в VIII веке, символизирует снятие одежд с Христа воинами перед Его распятием.
Источник: Католическая энциклопедия (http://ркэ.рус/page/704)