Единственный праздник, освещающий детские и юные лета Богоматери, называется Введением в храм, который отмечается 21 ноября. Введение открывает некоторые тайны из детской и девичьей жизни Пречистой Девы Марии, проливает свет на ее родителей, воспитание в святыне и приготовление к высшему достоинству: быть Матерью Божьего Сына.
Катехеза кс Павла Кнурека о празднике Введение во Храм Девы Марии
История праздничного дня
Святое Евангелие ничего не говорит о событии введения в храм. Основой этого дня памяти, как и праздника Рождества и Успения Богородицы, есть традиция Церкви и апокрифические книги, прежде всего Протоевангелие Иакова и Псевдоевангелие Матфея «О Рождестве Пресвятой Девы Марии». Согласно этим источникам, родители Богоматери святые Иоаким и Анна, будучи бездетными, дали обещание, что, когда у них появится ребенок, то отдадут его на службу Богу в храме Иерусалима. Создатель выслушал их молитвы и дал им дочь. И когда Марии было три года, родители привели ее в храм и отдали в руки первосвященника Захарии, отца святого Иоанна Предтечи. Здесь Пресвятая Богородица находилась много лет, пока, как взрослая девица, не была обручена со святым Иосифом.
Праздник Введения упоминается с V в., но потребовалось несколько сотен лет, пока он стал общераспространенным на всем Востоке. Из проповедей на этот день константинопольских патриархов Германа (715–730) и Тарасия (784–806) известно, что праздник Введения был установлен в VIII в. В Синайском Евангелии с VIII в., которое подарил в синайский монастырь император Феодосий III (715-717), среди двенадцати торжеств упомянут и праздник Введения. Этот праздничный день есть и в греческих месяцесловах с IX века. И с этого столетия его знают и отмечают все. Синайский канонар из IX-X вв. фиксирует праздник Введение под названием: «Пресвятой Богородицы, которую привели в храм Божий, когда она имела три года». Типикон Великой Константинопольской Церкви (IX-X вв.), хотя не подает ни апостола, ни Евангелия на этот праздничный день, но о 21 ноября так говорит: «Собор святой Богородицы, которую родители привели и передали в храм Господень от трех лет».
На Запад праздник Введения пришел довольно поздно — в конце XIV века, а в середине XV в. распространился по всей Европе. И Запад отмечает праздник Введения в тот же день, что и Восточная Церковь – 21 ноября. В средневековье Введение в храм было излюбленной темой в иконографии.
Значение дня для верующих
О чем говорит Введение? Какую духовную науку дает? День памяти Введения напоминает прежде всего о радостной жертве святых Иоакима и Анны. Они свою у Бога вымоленную дочь сами приводят в храм на службу Всевышнему. На каноне Утрени дня в восьмой песне читаем: «Анна когда-то, приводя Пречистый Храм (Марию) в дом Божий, громко призвала и с верой сказала священнику: «Прими сегодня ребенка, Богом мне данного, введи его в храм твоего Творца и радостно пой ему: благословите все дела Господа».
И не только родители радушно приводят своего ребенка на службу Небесному Отцу, но и Приснодева радостно следует за голосом Господа и своих родителей. Как святой Иоаким и Анна, так и Мария хороший пример радостной жертвы и служению Богу.
Может никогда еще вся Христова Церковь, а в том числе и наша Церковь, не переживала такого большого недостатка призваний на священников, монахов и монахинь, как сегодня. Дух материализма и секуляризма все больше и больше проникает в семьи, потому что все меньше и меньше становится молодёжи, готовой на жертву и посвящение себя Богу, Церкви и народу. Все меньше родителей, которые по примеру святой Анны были бы готовы сказать Церкви: «Прими ребенка, которого Господь мне дал».
Признаком глубокой религиозности любого народа являются не только его величественные и многочисленные церкви и монастыри, но прежде всего его многочисленные призвания, то есть священники, миссионеры, монахи и монахини. Ничем не помогут даже лучшие святыни и золотые престолы, если не будет священников, которые в тех храмах и на тех престолах приносили бы Бескровную Жертву, уделяли бы святые таинства и проповедовали бы Евангелие. Нехватка духовных призваний в народе ведет к медленному замиранию Церкви и духовной жизни ее верных, потому что духовный сан – это сердце и душа Церкви.
Где искать решение этой важной проблемы? Где рождаются и возрастают духовные призвания? Лучший сад, где растут и созревают призвания к священническому и монашескому сану – это добрый христианский дом. «Добрый семейный дом, – говорил немецкий кардинал М. Фаульгабер, – это первая духовная семинария». А святая Церковь часто называет семейный дом колыбелью призваний.
Дух жертвы в семье для Бога и Церкви является очень важным фактором в воспитании призваний. Без духа жертвы нет любви идеалов, потому что жертва – это язык любви. Поэтому родители должны сразу от колыбели приучать детей к жертве и посвящению. Но, к сожалению, сегодня не так много христианских родителей, которые питали бы в семье дух жертвы и идеал духовного призвания. Зато много родителей, которые в зародыше убивают голос призвания в сердцах своих детей.
Будущее нашей Церкви и народа во многом зависит от того, как родители воспитывают детей. Нужны родители, которые по примеру святого Иоакима и Анны радостно благословили бы своих детей на целостную жертву для Господа, Церкви и народа. Нужна молодежь, которая по примеру Пречистой Девы Марии радостно шла бы за Божьим голосом на служение Всевышнему, Церкви и народу. И только тогда можно будет смело смотреть в будущее Церкви и народов.
Информацию подготовил: отец Змицер Чарнель, CSsR, по материалам книги о. Ю. Катрій «Пізнай свій обряд».