Пережить Рождество как Дева Мария
Последняя неделя календарного года начинается с праздника Рождества Христова 25 декабря, а заканчивается праздником Пресвятой Богородицы, 1 января, началом первой недели Нового Года. Нет лучшего способа отпраздновать Рождество и Новый Год, чем поразмышлять над «странствованием веры Пресвятой Девы, в котором Она верно хранила своё единение с Сыном» (Redemptoris Mater, 5). Давайте вместе с Марией предпримем это странствование веры в соответствии с изумительным описанием Рождения и Младенчества Иисуса в Евангелии от Луки.
Мария слышит и принимает Благую Весть (Лк 1,26-38):
Св. Лука начинает своё Евангелие, представляя Марию как «благословенную Богом» и «Обретшую Благодать у Бога» (1,28.30), ведь Она первой слышит Благую Весть. Она сыграет уникальную роль в осуществлении Божьего плана, ибо зачнёт силой Святого Духа и родит Святое Дитя, Иисуса, Сына Божьего (1,31.32.35). Посредством своего ответа: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему» Мария также становится первым человеком, который принимает Благую Весть и оказывает ей послушание, уникальным образом воплощая в себе важную черту ученика Христа, который не только слушает Его Слово, но и исполняет его (Иак 1,22). Хотя Ей был дан знак (1,36-37), Она была «верующей», которой Божьего Слова было достаточно. Это был первый шаг в Её странствовании веры.
Мария провозглашена благословенной, потому что Она поверила Божьему Слову (1,42.45):
Затем Мария, всегда послушная раба Господня (1,38), спешно идёт в дом Захарии и в своей радости приветствует Елисавету (1,39-40), которая в свою очередь силою Святого Духа громко провозглашает: «Благословенна ты между жёнами, и благословен плод чрева Твоего» (1,42). Поскольку Она зачала такого Сына, как Иисус, Мария названа самой благословенной женщиной в истории человечества. Но Елисавета очень ясно говорит, почему Мария благословенна благословенностью Её Сына Иисуса: «Блаженна уверовавшая, что совершится сказанное Ей от Господа» (1,45). Она уже благословенна, потому что послушна Божьему Слову (1,38), а не просто потому, что Елисавета быстро осознаёт, что Она теперь «Матерь Господа моего» (1,43). Таким образом, Мария, первый человек, названный благословенным в Евангелии, была также первым человеком, который поверил в обещание Господа и открылся на его исполнение в своей жизни. В ответе веры Марии на Божье призвание и избрание заключена сущность христианского ученичества.
Все поколения будут называть Марию блаженной (1:45-55):
В ответ на благословение Елисаветы Мария сама пророчествует: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (1,48). Но, что составляет отличительную черту ученика Христа, Мария принимает благословения Елисаветы и всех будущих поколений не столько как похвалу своей веры, сколько как дань святости, милосердию и силе Бога (1,49.50). В этом Она, как представительница «анавим» (нищих) Израиля, на самом деле предвосхищает провозглашение Иисусом Благой Вести в Его заповедях блаженства из Нагорной проповеди, являющих нам, что составляет подлинное счастье (Мф 5,2-12), и предсказывает актуализацию этой Благой Вести в иерусалимской общине (Деян 2,43-47; 4,32-37).
Мария размышляет над Благой Вестью, которую ангел возвестил пастухам (Лк 2,19) и которая была явлена мудрецам посредством звезды (Mф 2,2):
Спустя девять месяцев Мария родила своего «первородного» в иудейском Вифлееме, месте рождения царя Давида, куда они с Иосифом, будучи его потомками, пришли на перепись (Лк 2,4-6). Св. Лука показывает нам три реакции или ответа на «Радостную Благую Весть всем народам», которую принёс ангел: рождение Спасителя, Христа Господа (Лк 2,10.11), Который прославит Бога и принесёт Мир людям (Лк 2,14). Пастухи возвращаются от Младенца Иисуса, лежащего в яслях, с Марией и Иосифом, прославляя Бога за всё, что видели и слышали, как им было возвещено (Лк 2,16-20). И все слышавшие это удивлялись тому, что пастухи рассказали им об этом Младенце (Лк 2,18). Заметив и распознав Его Звезду на востоке, пришли также мудрецы посмотреть на новорождённое Дитя, Которому предстояло стать Царём иудейским. Какую же радость пережили они, когда звезда остановилась над тем местом, где находилось Дитя со Своей Матерью Марией! Мудрецы опустились на колени и поклонились Ему (Мф 2,2.9-11). А Мария хранила в своём сердце все слова и события, связанные с рождением Иисуса, и глубоко над ними размышляла (Лк 2,19).
Мария принимает Благую Весть как Меч Духа (Лк 2,35b):
Когда через сорок дней Иосиф и Мария принесли Младенца Иисуса, чтобы представить Его в храме и посвятить Господу (2,22.23), они с изумлением услышали утешительное пророчество Симеона о Ребёнке, которое старец произнёс в благодарственной и хвалебной молитве Богу (2,28-33). Но св. Лука ничего не говорит об их реакции на тревожное пророчество Симеона: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий… да откроются помышления многих сердец» (Лк 2,34.35а), не говоря уже об ответе Марии на его непосредственное пророчество Ей: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк 2,35b, см. Евр 4,12). Она наверняка поняла, что и Она, как часть Израиля, будет судима по своему окончательному ответу Младенцу, Который станет поводом для падения и восстания людей, даже в Израиле, в зависимости от их окончательного отношения к Иисусу. Ибо послушание Божьему Слову будет не одноразовым актом (Лк 1,38.45), а продолжительным отношением, проверяемым в испытаниях и угрозах. Таким образом, Марии придётся пройти через испытание своего ученичества, но Она пройдёт его успешно, в отличие от Петра, который не смог удержаться за Божье Слово перед лицом дьявольского противления (Лк 22,32-34).
Мария не понимает Слово – но хранит Его в своём сердце (Лк 2,48-51):
Двенадцатью годами позже, после трёхдневных поисков своего потерявшегося Сына, Мария и Иосиф нашли Его в Храме, и весьма удивились, когда увидели, что Он спокойно сидит с учителями Закона, слушает их и задаёт им вопросы, на которые Он сам отвечает изумительно, по всей видимости, совершенно забыв о беспокойстве и волнениях родителей о Нём (Лк 2,46-48). Ответ Иисуса на упрёк Матери кажется удивительным и даже болезненным для родителей, которые до сих пор, как оказывается, не знали Его достаточно хорошо. Когда Он напоминает им о том, Кто Он есть на самом деле, и заявляет, что Его отношения с Небесным важнее отношений с родителями земными (Лк 2,40), они всё равно не понимают Его ответа (2,50), что может показаться удивительным, по крайней мере в отношении Марии, которая двенадцать лет размышляла над предыдущими откровениями о личности Её Сына (1,31-35; 2,11.17-18). И всё же Мария хранила это всё в своём сердце (Лк 2,51), хотя сейчас она, наверное, начинает понимать весь смысл пророчества Симеона, произнесённого двенадцать лет тому назад (Лк 2,35b).
Итак, окончательная реакция родителей в Рождественской Истории св. Луки кажется похожей на реакцию двенадцати учеников после третьего предсказания Иисуса касательно Его страстей: «Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного» (Лк 18,34). Однако, в отличие от учеников, хотя они, родители, «не поняли сказанных Им слов… Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своём» (Лк 2,50.51). Как и двенадцать лет тому назад, Она сохранила все тревожные слова, которые озадачили Её, и продолжала искать их подлинный и более глубокий смысл (Лк 2,19), в то время как Иисус «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк 2,52). Посему принятие Марией Божьего Слова и послушание ему и ожидание Господа является для нас в Рождественской Истории образцом приготовления к Рождеству – и для остального года и даже для всей жизни.
Послесловие:
Мария не присутствовала при Крещении Иисуса в реке Иордан и не слышала, как Отец сказал в начале служения Её Сына: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф 3,17; Мк 1,11; Лк 3,22), не было Её и во время Преображения Христа на горе Фавор на пике Его служения, и Она не слышала, как Отец снова сказал: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк 9,35; Мк 9,7; Мф 17,5). Но Она присутствовал при Его Распятии, стоя у подножия Креста, в конце Его служения, и слышала, как благоразумный разбойник воскликнул: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк 23,42), и как римский сотник, стоявший перед Крестом и видевший, как умер Иисус, воскликнул: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк 15,39; Мф 27,54; Лк 23,47). Вот почему, читая Розарий, мы сначала приветствуем Марию как благословенную, потому что Дитя в Её чреве является Божьим Сыном, а затем мы молимся к Святой Марии как к Матери Божьей и – как Её Сын Иисус сказал Своему возлюбленному ученику, стоявшему рядом с Его Матерью – также нашей Матери (Ин 19,26.27).
Автор: отец Руфус Перейра.
Перевод с английского языка.